1958 Kalosze szczescia / Калоши счастья (Польша)
1963 Их будни / История одной ссоры (Польша)
1966 Bumerang / Бумеранг (Польша)
1966 Faraon / Фараон (Польша)
1966 Potem nastapi cisza / Потом наступит тишина (Польша)
1968 След сокола (ГДР-СССР)
1968 Stawka wieksza niz zycie / Ставка больше чем жизнь – сериал (Польша)
1968 Освобождение (СССР)
1969 Zbrodniarz, ktory ukradl zbrodnie (Польша)
1969 Белые волки (ГДР-Югославия)
1969 Пан Володыевский (Польша)
1970 Album polski / Польский альбом (Польша)
1971 Pygmalion XII / Пигмалион XII (ГДР)
1972 Anatomia milosci / Анатомия любви (Польша)
1973 Города и годы (СССР)
1973 Scheidungsprozeb (ГДР)
1974 Visa fur Ocantros (ГДР)
1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром! (СССР)
1978 Tichy American v Praze / Тихий американец в Праге (Чехословакия)
1980 Archiv des todes (Польша)
1980 Wsciekly (Польша)
1985 Skalpel, prosim / Скалпель, пожалуйста (Польша)
1986 W cieniu nienawisci (Чехословакия)
1987 Miedzy ustami a brzegiem pucharu (Польша)
1987 Misja specjalna / Особая миссия (Польша)
1988 Час полнолуния (СССР)
1991 Ау, ограбление поезда (СССР)
1993 Tylko strach (Польша)
1994 Wynajme pokoj (Польша)
1996 Wirus / Вирус (Польша)
2000 Dalej niz na wakacje (Польша)
2000 Даун Хаус (Россия)
2001 Symphony of Silence / Симфония тишины (Франция, Армения)
2003 Казус Белли (Россия)
2007 Jasne blekitne okna (Польша)
2008 Ирония судьбы. Продолжение (Россия)
БРЫЛЬСКА
Барбара
Brylska Barbara
Родилась 05.06.1941, Лодзь, Польша
Лауреат Государственной премии СССР (1977, за участие в фильме "Ирония
судьбы...")
Надя Шевелева
Ее называют «главной новогодней улыбкой» нашей страны. Она - идеал мужчин и
пример для подражания у женщин: обаятельная, романтичная, эмоциональная. Барбара
Брыльска - одна из любимейших актрис у россиян и просто красивейшая женщина.
Впервые ее героиня вошла в наш дом 1 января 1976 года и сразу же стала для
всех родной. Теперь уже невозможно представить новогодний праздник без этой картины,
а сам фильм Эльдара Рязанова — без польской актрисы Барбары Брыльской.
Для самой актрисы ее Надя тоже стала примером. Не зря же она не меняла счастливый
имидж 31 лет – именно столько лет назад вышел на экраны фильм Эльдара Рязанова
«Ирония судьбы, или С легким паром!», где Барбара Брыльска сыграла одну из главных
ролей - учительницы русского языка и литературы Нади Шевелевой. «Ни один фильм,
а у меня их около семидесяти, не дал мне столько, сколько “Ирония судьбы”! Эльдар
Рязанов сделал картину, которую полюбила вся огромная страна. И вся страна за
одну ночь полюбила меня».
Начало кинокарьеры
Барбара Брыльска родилась в местечке Скотники в районе Лодзи. Выросла в послевоенной
бедности. Отец слесарничал, а мама шила. Родители воспитывали ее в строгости,
поэтому она была скромной и закомплексованной, но условия жизни заставили ее с
детства быть самостоятельной. Родители все сделали для того, чтобы она окончила
художественный лицей. Директор лицея, увидев ее в самодеятельности, убедил поступить
в Лодзинскую высшую театральную школу.
Впервые
на экране Барбара появилась в 1958 году, сыграв небольшую роль в комедийном боевике
Антони Богдзевича "Калоши счастья". Настоящий же ее кинодебют состоялся
в исторической драме Ежи Кавалеровича “Фараон”, где она исполнила главную роль
- Каму. Затем были работы в историческом фильме Ежи Хоффмана "Пан Володыевский"
(Кржися), мелодраме Романа Залуски "Анатомия любви" (Ева), военной мелодраме
Яна Рыбковского "Польский альбом" (Мария), популярном польском сериале
"Ставка больше чем жизнь" (Инга) и других польских картинах.
Со второй половины 60-х актриса начинает сниматься и за рубежом, чаще всего
в ГДР. Советские зрители могли ее видеть в популярных немецких вестернах об индейцах
"Слел Сокола" и "Белые волки" (Катерина). Среди других работ:
Эрика Бонгерт в криминальной ленте немецкого режиссера Ингрид Сэндер "Пигмалион
XII", Милена в остросюжетном фильме чехословацких режиссеров Джозефа Мэча
и Степана Скалски "Тихий американец в Праге", Ханка в телефильме Лотара
Беллага "Scheidungsprozeb".
Личная жизнь
В жизнь актрисы были счастливые моменты – влюблялась Барбара, по ее собственному
признанию, 5 раз, и всегда избранниками были мужчины именно ее типа – высокие,
статные, черноволосые красавцы. Актриса признается, что в первую очередь всегда
отмечала в мужчине внешнюю привлекательность, красоту, а уж потом обращала внимание
на интеллект и характер.
Замужем была трижды, но ни с одним мужем долгой и счастливой жизни, к сожалению,
не получилось…От второго брака актриса родила двоих детей, красавицу-дочь Барбару
и сына Людвига. Родители настолько любили друг друга, что хотели повториться в
детях, дав им свои имена…На 21-м году жизни дочь Барбара, преуспевающая модель
и начинающая актриса, которой прочили блестящее будущее, погибла в автокатастрофе.
Для Барбары Брыльской это был страшнейший удар, конец света. Три года плакала
каждый день, жила на таблетках. Она не хотела жить, и только маленький сын
остановил ее от самоубийства.
Сейчас, по прошествии 13 лет, актриса не перестает всем рассказывать о том,
какая ее дочь была прекрасной, талантливой и как много подавала надежд…Да, невозможна
наша жизнь без горечи, как ни тяжело это осознавать, и Барбаре выпало самое тяжелое
испытание в жизни – пережить собственного ребенка. Но она невероятно сильная женщина,
и этим она завоевала еще больше уважение к себе и любовь.
Сегодня Барбара все свои силы и любовь отдает сыну-студенту, которого обожает
и боготворит. С удовольствием занимается хозяйством, прекрасно готовит, у нее
очень красивый дом под Варшавой – его интерьер актриса придумала сама, не привлекая
дизайнеров.
На вопрос, готовит ли заливную рыбу, как Надя, Барбара ответила: « Да. Только
лучше, чем Надя. К празднику готовлю блюда из рыбы, пирожки с грибами и капустой,
красный борщ, телятину “карли” с ананасами и шампиньонами. Люблю вкусно поесть,
но не могу много кушать. Надо держать себя в форме». И это ей отлично удается!
Она и сейчас в великолепной форме – практически такая же, как 30 лет назад.
Еще она очень домашний человек, снимается в кино и играет в театре только
тогда, когда заканчиваются средства. Поступает мудро – не живет, чтобы работать,
а работает, чтобы жить.
«Ирония судьбы, или С легким паром!»
Знаменитый фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!" - не первый
опыт Барбары Брыльски в советском кино. Еще в 1968 году актриса снялась в двух
сериях знаменитой военной киноэпопеи режиссера Юрия Озерова "Освобождение"
- "Огненная дуга" и "Прорыв". Спустя несколько лет последовала
новая работа - главная роль в драме режиссера Александра Зархи "Города и
годы" (1973). В том фильме Барбара Брыльска сыграла немецкую девушку-художницу,
в которую влюбляется главный герой Андрей Старцев (его роль исполнил Игорь Старыгин).
И
все же советский зритель открыл для себя Барбару Брыльску именно в "Иронии
судьбы". А судьба "Иронии" была непростой... Пьесу Брагинского
и Рязанова (тогда она называлась просто "С легким паром!") отвергли
почти все московские театры. Наконец нашлись желающие ее поставить. Вывесили приказ
о распределении ролей: Надя Шевелева - Юлия
Борисова, Лукашин - Юрий
Яковлев, Ипполит - Николай
Гриценко. Но постановка снова сорвалась. После почти шестилетних театральных
мытарств Рязанов решил пьесу экранизировать. В роли Лукашина он видел Станислава
Любшина. Но тот обиделся, узнав, что на эту роль пробуются и другие актеры. Затыкать
дыру пришлось Андреем Мягковым.
На роль Ипполита поначалу был утвержден Олег
Басилашвили, на которого уже сшили костюмы. Однако у артиста умер отец, и
его заменил Юрий Яковлев. Он только взошел на кинематографический небосклон в
фильме Пырьева "Идиот", сыграл князя Мышкина.
Сложнее всего было ответить на вопрос, кто сыграет Надю Шевелеву. На эту роль
претендовали все первые красавицы бывшего Советского Союза. Начались кинопробы,
а идеальной претендентки не находилось. И тут Рязанову вспомнилась актриса из
польского фильма "Анатомия любви". Он раздобыл телефон, позвонил ей
в Варшаву. Она была свободна от съемок и сказала, что ждет сценарий. Многие задавали
ему вопрос: « Ну неужели в нашей стране не найти подходящую актрису??». Однако
Рязанов был непреклонен – именно в Барбаре опыт режиссера распознал идеальную
кандидатуру на роль Нади.
Актрису вызвали в Москву и устроили ей кинопробу. Ее версия роли оказалась
самой убедительной. За очаровательной внешностью Барбары Брыльской чувствовалась
биография, нелегкая судьба. Барбара - профессионал, она приходила на съемки готовой,
зная наизусть текст.
Фильм снимался три месяца. Актриса Валентина Талызина озвучила Брыльску, второй
соавтор - Алла Пугачева - исполнила все песни героини, вложив в них нежность и
наивность. А все вместе они подарили нам надежду на то, что под Новый год сбываются
самые невероятные мечты. И по сей день "Ирония судьбы" является одним
из самых любимых фильмов российских зрителей. Многие помнят его практически наизусть,
но все равно каждый год 31 декабря с неизменным интересом и волнением переживают
все его перипетии. Что же касается Барбары Брыльски, то вряд ли найдется другая
зарубежная актриса, пользующаяся в нашей стране большей популярностью и любовью.
Хотя почему зарубежная? Большинство россиян искренне считают ее "своей".
Последствия успеха
На ее родине, в Польше, актрису невзлюбили после оглушительного успеха в фильме
"Ирония судьбы…" - ревность к другому народу. К тому же в конце 70-х
в польском кинематографе воцарился новый тип героини - напористая, агрессивная,
и мягкая, лиричная Барбара Брыльска осталась не у дел. Ее практически вычеркнули
из списка актрис.
Но невероятная любовь всей нашей огромной страны с лихвой покрыла то недовольство.
Приезжая к нам, актриса ощущает себя по-настоящему дома – так тепло ее встречают
и окружают любовью. В Советском Союзе Барбара Брыльска снималась еще не раз -
в драме Арунаса Зебрунаса Час полнолуния" (1988), в криминальном детективе
Хабиба Файзиева и Всеволода Иванова "Ау, ограбление поезда" (1991).
Правда, большого успеха эти ленты не имели.
В 2003 году в Москве Барбаре Брыльске предложили попробовать себя в спектакле
“Квартет”. Барбара призналась, что до этого она не любила театр: "Я всегда
считала себя киноактрисой, полагая, что театральный актер - совершенно иная профессия,
другая техника, средства выражения, другой образ жизни. Театр - это работа до
ночи, а я стремилась быть вечером дома со своей семьей". Но поработав вместе
с Игорем Дмитриевым, Кахи Кавхадзе, Светланой Крючковой, актриса стала получать
удовольствие от игры на сцене.
Не
оставляет актриса и кинематограф. Теперь уже российский. В 2000 году она снялась
в роли Епанчиной скандальной интерпретации романа Достоевского "Идиот"
- "Даун Хаун" режиссера Романа Качанова, в 2003-м - в комедийной мелодраме
Игоря Угольникова "Казус Белли". А в 2007 году Тимур Бекмамбетов огорошил
зрителей, что собирается снимать продолжение "Иронии судьбы". Причем
в картину вновь будут приглашены Барбара Брыльска и Андрей Мягков. Правда теперь
в Ленинград улетит их сын... Будет ли удачной эта картина - покажет время. Как
правило, подобные продолжения редко имеют успех. Но вдруг?...
Заключение
Психологи говорят, что всех людей можно разделить на две группы. Одни считают,
что все лучшее у них уже было, они всегда смотрят назад, вспоминая прошлые годы.
Другие думают, что все лучшее еще впереди, и смотрят только вперед.
"Я смотрю на сегодняшний день и стараюсь не забегать дальше будущей недели.
- говорит Барбара Брыльска. - Иногда думаю о прошлом. Это не очень веселые мысли,
признаюсь (смеется). Прошлое очень часто больно бьет по душе, по нервам. Так что
я приучила себя жить тем, что имею сейчас".
Мила Асланова
Использованные материалы:
Оксана Пушкина «Барбара Брыльска»;
Татьяна Хорошилова, «Барбара Брыльска: А вот в Польше в баню не ходят...» http://www.rg.ru;
Карина Пестов, «Барбара Брыльска: В России я подзаряжаю батарейки» http://www.wmj.ru;
Артур Мехтиев, «Барбара Брыльска: Я сама - большая книга...» http://www.newsvm.com;
Юлия Шигарева, «Барбара Брыльска - «домашняя курица» Ирония судьбы польской актрисы
после знаменитого фильма» («Аргументы и факты» № 43 от 22.10.2003 http://www.aif.ru);
Барбара Брыльска. Фильмография http://www.kinopoisk.ru