АЛЕЙНИКОВ
Петр Мартынович
12.07.1914, деревня Кривель, Белоруссия - 09.06.1965, Москва
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз
за актерскую работу" за 1968 год
Путь в кино
Родители умерли в начале 1920-х. Старшие сестра Катерина и
брат Николай, погибли в 1932 году.
Воспитанник Могилевской детской коммуны. В начале 30-х приехал в Ленинград,
где поступил на курс Сергея Герасимова в Ленинградский институт
сценических искусств.
Первые роли
Первую эпизодическую роль в кино сыграл в фильме «» (1932),
затем была роль Петьки в "Крестьянах" (1935).
Однако это были не те роли, которые могли сделать его известным. По-настоящему
открыл Алейникову путь в кинематограф Сергей Герасимов, пригласив его на роль
Петьки Молибога в фильм "Семеро смелых" (1936).
Это фильм о молодых полярниках, уехавших на поиски олова в Заполярье, о стойкости
и смелости героев в суровых условиях далекого Севера. Режиссеру Сергею Герасимову
удалось соединить достижения немого кино с возможностями звукового кино. Съемочная
группа много ездила во время съемок в экспедиции, стремясь воссоздать реальную
среду происходящих в фильме событий. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили
на островах Баренцова моря среди непуганых птиц, осваивали лыжный и парашютный
спорт в Хибинах.
Затем были роли в популярной музыкальной комедии "Трактористы" (1939),
сказке "Конек-Горбунок" (1941), где он сыграл главную роль.
Случались и посредственные фильмы. Так в 1940 году Алейников снялся в фильме
"Случай в вулкане". Уже во время съемок стало ясно, что фильм обречен
на провал. Сценарий никчемный, сюжет скучный и надуманный, герои бесцветные. Режиссер,
довольно посредственный, пытался что-то выжать из картины, но, кроме ссор и размолвок
на площадке, ничего не получалось. Тут проявился характер Алейникова. Когда ему
в конце концов все это порядком надоело, он не выдержал, спустил брюки, повернулся
к режиссеру спиной и сказал: "Вот ты кто, а не режиссер!" После чего
покинул съемочную площадку.
Любимец зрителей
И все же удачных фильмов в биографии Петра Мартыновича было
гораздо больше. В 1946 году он снялся в роли Вани Курского в
киноромане "Большая жизнь". После этого фильма к актеру
навсегда прилипло имя его героя. Его и после смерти называли
Ваней Курским. Может быть, еще и потому, что больше достойных
ролей ему и не предлагали…
Обаяние, подкупающая искренность, заразительная жизнерадостность его героев
сделали Алейникова одним из любимых актеров 1930-1940-х годов. Лукавство и неподдельный
задор героев Алейникова симпатизировали народу, в то время как большинство плакатных,
безликих персонажей только и делали, что подавали пример и призывали к чему бы
то ни было.
В сороковые годы ХХ века Петр Алейников был предметом обожания всей Страны
Советов. Алейников пользовался авторитетом даже среди уголовников - "обчистить"
его квартиру у них считалось делом нехорошим, и ни один домушник на это так и
не сподобился. Хотя других артистов, исполнителей официозных ролей, эта участь
стороной не обходила. Начальство же любило его гораздо меньше: человек он был
сильно пьющий, ни в какие рамки не укладывался, партийного "политесу"
не признавал.
Последней работой в кино был не очень удачный кинороман "Утоление жажды"
(1965). За главную роль в этом фильме П.Алейников посмертно в 1968 году получил
приз Всесоюзного кинофестиваля. Больше крупных наград в его жизни не было.
Творчеству Алейникова посвящен фильм "Петр Мартынович и годы большой жизни"
(1976).
Сын Петра Мартыновича - Тарас Алейников - кинооператор.
Дочь Арина Алейникова - актриса.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Петр Алейников http://mediateka.km.ru;
"Вот ты кто" (Актерские байки http://kino.kulichki.com);
"Нож в сердце Марка Бернеса" (Актерские байки http://kino.kulichki.com);
фото http://actors.khv.ru
|