1933 Конвейер смерти
1933 Солнце восходит на западе
1936 Заключенные
1937 Большие крылья
1938 Семья Оппенгейм
1939 Минин и Пожарский
1940 Суворов
1940 Весенний поток
1941 Мечта
1942 Боевой киносборник №10
1942 Котовский
1942 Убийцы выходят на дорогу
1942 Секретарь райкома
1943 Юный Фриц - короткометражный
1945 Пятнадцатилетний капитан
1947 Миклухо-Маклай
1947 Марите
1947 Русский вопрос
1948 Третий удар
1949 Сталинградская битва
1949 У них есть родина
1952 Максимка
1952 Садко
1955 Княжна Мери
1955 Мексиканец
1955 Тайна вечной ночи
1958 Моцарт и Сальери - фильм-спектакль
1965 Гиперболоид инженера
Гарина
1965 Иду на грозу
АСТАНГОВ
(Ружников) Михаил Федорович
21.10 (03.11).1900, Варшава - 20.04.1965, Москва
Народный артист СССР (1955)
Лауреат Государственной премии СССР (1948, 1950, 1951)
Детство
Настоящая фамилия - Ружников. Родился в Варшаве в семье железнодорожного служащего.
Еще студентом юридического факультета Московского университета играл в любительской
театральной студии университета. Занимался в театральной школе актрисы Малого
театра А. А. Матвеевой, с 1920 - в студии им. Шаляпина (среди педагогов - Л. М.
Леонидов, оказавший на Астангова наибольшее влияние). Первая большая роль - маркиз
де Лансак («Зеленый попугай» А. Шницлера).
Театр. 20-е годы
В 1923 Астангов перешел в театр имени Комиссаржевской. Здесь
роль Чичикова («Мертвые души» по Н.В.Гоголю, 1925) принесла Астангову
известность. Артист создал образ раба безумной идеи, честолюбца,
решившегося на самые отчаянные поступки. Среди ролей той поры
Лодыжкин («Конец Криворыльска» Б.С.Ромашова, 1926), с которого
началась портретная галерея врагов революции, сыгранных Астанговым.
В 1927 Астангов на время расстается с Москвой и едет сперва в Одессу (сезон
1927-1928), затем в Казань (сезон 1928-1929), недолго работает
в Ленинграде в труппе драматического театра Народного дома.
В годы странствий его актерский опыт приобретает профессиональную
зрелость. Наряду с циклом неврастенически-криминальным был еще
романтико-героический цикл. Среди самых заметных ролей этого
плана матрос Годун («Разлом» Б.А.Лавренева), Квазимодо («Собор
Парижской богоматери» по В.Гюго), Бетховен (одноименная пьеса
Жижмора). Одесский и Казанский сезоны выдвинули Астангова в
первый ряд актеров провинциальной сцены.
Театр. 30-е годы
В 1930 Астангов вернулся в Москву, в Театр Революции, где работал в 1925-1927.
Взлет твочества Астангова в 1930-е годы начинается с роли итальянского анархиста,
безработного Спавенты в пьесе «Улица радости Н.Зархи (1932). Артист создал неповторимый
образ Гая («Мой друг Н.Погодина), интересный особенными чертами современного характера,
отразившего взлеты и драмы революции. Несмотря на спорные оценки астанговского
Ромео («Ромео и Джульетта» У.Шекспира, 1935), в котором преобладали непокой и трагические
предчувствия, трактовка Астангова принесла ему всероссийскую известность. Примечательными
были его Павел Греков (одноименная пьеса Б.Войтехова и Л.Ленча, 1939), Керенский
(«Правда» А.Корнейчука, 1937), Паратов («Бесприданница» А.Н.Островского, 1940) и др.
Театр. 40-е - 50-е годы
В 1943-1945 Астангов был актером Театра им. Моссовета, сыграл
роли Федора Таланова («Нашествие» Л.Леонова, 1943) и Треплева
(«Чайка» А.П.Чехова, 1945). С 1945 и до конца жизни Астангов был
актером Театра им. Евг.Вахтангова. Первая роль у вахтанговцев
- Сирано де Бержерак (одноименная пьеса Э.Ростана, 1946), которую
Астангов заканчивал на трагической ноте. Это была своего рода
репетиция к Гамлету, сыгранному артистом спустя двенадцать лет.
Большое место в искусстве Астангова конца 1940-х - начала 1950-х годов занимала
политическая сатира - такие роли, как Мак-Хилл («Заговор обреченных»
Н.Вирты), Смит («Русский вопрос» К.Симонова), Гарготта («Миссурийский
вальс» Н.Погодина) и др. Рядом с сатирой в репертуаре Астангова были Инсаров
(«Накануне» И.С.Тургенева), Пастухов («Кирилл Извеков» по
К.Федину) и др.
В последние годы »темперамент мысли» в репертуаре Астангова явно
брал верх над лирикой. Роль Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца»
Г.Гауптмана, 1954) принадлежит к высшим художественным достижениям артиста. Он
играл ее с естественностью жизни, заставляя зрителей верить, что этот седой человек
еще способен пылко любить и быть любимым. В то же время с подлинным душевным надрывом
артист поведал о трагической судьбе человека, у которого в одночасье рухнули все
иллюзии и идеалы жизни.
В 1958, на шестом десятке лет, Астангов сыграл своего знаменитого Гамлета.
Темой его Гамлета была «вечно беспокойная человеческая
мысль». Эта роль была для Астангова великим примером возмужания
человека в борьбе со злом.
Кино
В кино с 1933, первая роль - князь Сумбатов в фильме «Конвейер смерти».
Актер открытого, нервного темперамента, Астангов вместе с тем был склонен к аналитичности,
интеллектуализму. В 1936 исполнил роль Кости-капитана («Заключенные»),
показав внутренню эволюцию своего героя. Исполнил роли Аракчеева («Суворов»,
1941), Негоро («Пятнадцатилетний капитан», 1945). Одной из крупнейших
работ актера в кино стала роль жалкого и напыщенного обывателя Коморовского в
фильме М. И. Ромма («Мечта» 1943).
Благодаря мужественной внешности, сильному и выразительному голосу с успехом
исполнял роли героев, но актеру удавались и роли резко отрицательных персонажей,
запоминавшихся своей непрямолинейностью. Одна из последних таких его оллей - Роллинг
в фильме «Гиперболоид
инженера Гарина».
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО «Медиа-Сервис» 2000);
Астангов Михаил Федорович http://www.krugosvet.ru