Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых
перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником»,
и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый
мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном
«кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил
кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.
Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса
он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты
училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами
из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Михайловича Штейна. Общение с ними
пробудило в юноше страсть к сцене. Под руководством Штейна юноша и сделал свои
первые шаги по направлению к актерской профессии: за очень короткий промежуток
времени научился читать стихи, прозу, правильно двигаться на сцене, преодолевать
стеснение... Владимир Михайлович открыл ему, что он может быть артистом, что у
него может что-то получиться – если не просто приятно проводить время на сцене,
а еще и репетировать.
"Современник"
В 1966 году Юрий Богарырев подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина
и был принят на курс Катина-Ярцева. Однолкурсниками Юрия были ребята, ставшие
впоследствии знаменитыми актерами, в их числе: Наталья Гундарева и Константин
Райкин.
В 1971 году, окончив Щукинское училище, Юрий Богатырев был принят в Московский
театр «Современник», где проработал до 1977 года. Долгое время молодому актеру
не доставалось ролей, однако со временем он стал много играть.
Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это
был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень
хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень
добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог
Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева,
потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром. Юра был очень
теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза.
При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое
актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. …Он был очень
гармоничным человеком, но жил очень негармонично».
Кино
В
кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты
Михалкова «Спокойный день в конце войны». А известность к актеру пришла четырьмя
годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова
«Свой среди чужих, чужой среди своих». Действие фильма происходит в 20-е годы
в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных
ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве.
Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы
доказать свою невиновность. Стоит заметить, что ни до этого, ни после, Богатырев
не играл подобных ролей. Его Шилов был настоящим героем, сильным, мужественным,
он лихо держался в седле, чем приводил в восторг местных жителей (съемки проходили
в Чечне), знавших толк в джигитовке.
Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно
Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического
пианино» (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней
из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной
драме «Родня» (1981). Роль - разные, но одинаково сильные по психологической и
драматической наполненности.
К
началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо
уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два
капитана» (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Каверина. Богатырев
великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана
Татаринова Кате (Елена Прудникова). Актер великолепно создал образ коварного,
завистливого и лицемерного негодяя.
Наиболее значительной в творчестве Богатярева стала роль Филиппка в картине
«Объяснение в любви», вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне
охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно
умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и
трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит
любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с
эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной
хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять
мужу.
Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью
к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная
острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского
мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия.
Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан»,
в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил
Боярский, Анна Самохина, Игорь Дмитриев,
Михаил Светин.
Трагедия жизни
Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в
80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой
и трагичной.
Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников.
Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько
ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра
много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги.
Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а
они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому
ничего не должен».
С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся –
зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда
рыдал: «Я не могу, я не вынесу!».
Среди мхатовцев пьянство считалось нормой. Доходило до того, что считалось,
что не пить нельзя: «Кто не пьет - тот продаст». Юрий в таких количествах пить
не мог, но… Пользуясь тем, что Юрий не мог отказать, спившиеся актеры по ночам
приезжали к нему на квартиру. Такси и водку Богатыреву приходилось оплачивать
из своих денег, которых ему и самому на жизнь не хватало.
Личная жизнь
Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую
любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно – пылко, страстно.
Елена Соловей, Ольга Яковлева,
Анастасия Вертинская,
Светлана Крючкова… На каждой из них
он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые.
Елена Соловей, живущая нынче в США,
вспоминает о нем с нежностью: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким
он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым.
Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как
ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся
в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда
мечтал о несбыточном».
Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения
в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном.
На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время
придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света,
едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно.
Какие-то особо теплые чувства связывали его с Ией Саввиной. Они стали не просто
коллегами, но друзьями, почти родственными душами – даже дни рождения у них совпадали.
Правда, с разницей в десять лет – Саввина была старше. Они переписывались и старались
этот день праздновать вместе. Именно гурманка Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства.
На съемках фильма «Открытая книга» Богатырев должен был обгладывать кость с кусками
мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко!
ведь сразу видно – мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался…
Фиктивная жена?
Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева
по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложный
жизненный переплет. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али
Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития,
но и вообще из Москвы. Друзья-соседи стали думать, как помочь несчастной женщине
с маленькой дочкой…
В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения
переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать
тайно.
Вспомиает Надежда Серая: «О нашем браке знали только соседи и мои родители.
В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна
тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка – с
ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что
не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари – жить втроем
в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» – когда он
заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет и мы подготовим
ее морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства,
у нас была такая дружба-любовь».
Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Неадежды,
и их отношения постепенно сошли на нет. Своей маме, Татьяне Васильевне, Брий Богатырев
так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить
старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак
был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.
Трагическая развязка
Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля
1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и
редактор Кларисса Столярова.
Она вспоминает: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда
там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении – ведь они ошиблись…
Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили,
что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас
остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему
врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла
что-то посоветовать врачам – ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра
принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы
(укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером.
Плюс, конечно, алкоголь…
Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя
дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем
в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб –
прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной
жизни».
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Наталья Боброва, "Женат по собственному желанию" http://www.mk.ru;
"Чужой среди своих" http://www.gay.ru;
К 55-летию со дня рождения Юрия Богатырева http://www.tvkultura.ru;
Фото http://www.kulichki.com, http://mediateka.km.ru