Фильмография:
1967 Пароль не нужен
1968 Доживем до понедельника
1969 Деревенский детектив
1973 Совсем пропащий
1973 Иван Васильевич меняет профессию
1973 Великие голодранцы
1974 Закрытие сезона
1975 Шторм на суше
1975 Маяковский смеется
1975 Горожане
1976 Приключения Травки
1976 Приключения Нуки
1977 В зоне особого внимания
1977 "Посейдон" спешит на помощь
1978 Ошибки юности
1978 Баламут
1979 Цыган
1979 Удивительные
приключения Дениса Кораблева
1979 Приключения
Электроника
1979 Моя Анфиса
1979 Мишка на севере
1979 День свадьбы придется уточнить
1979 Вкус хлеба
1980 Юность Петра
1980 В начале славных дел (СССР, ГДР)
1980 Ночное происшествие
1980 Гражданин Лешка
1981 Командировка в санаторий
1981 Великий самоед
1981 Андрей и злой чародей
1982 Там, на неведомых дорожках...
1982 Предчувствие любви
1983 Опасные пустяки - короткометражный
1983 Моментальный снимок - короткометражный
1983 Из жизни начальника уголовного розыска
1983 Взятка. Из блокнота журналиста В.Цветкова
1984 Потерялся слон
1984 Очень важная персона
1985 Танцы на крыше
1985 После дождичка в четверг
1985 Не имеющий чина
1985 Внимание! всем постам...
1985 В. Давыдов и Голиаф - короткометражный
1986 Где ваш сын?
1987 Покушение - короткометражный
1987 Отряд специального назначения
1987 Где бы ни работать..
1988 Тайна золотого брегета
1988 Раз, два, горе - не беда!
1989 Из жизни Федора Кузькина
1990 День любви
1991 По Таганке ходят танки
1991 Детство Тёмы
1991 Глухомань
1992 Тишина
1992 Игра
1994 Черный клоун
1994 Триста лет спустя
1995 Ширли-мырли
1995 Золотое дно
1996 Короли российского сыска
1998 Му-Му
1999 Опять надо жить
2000 Редакция
2000 Истинные происшествия, или Безумный день монтёра (Россия-Азербайджан)
2002 Ха! - киноальманах
2002 Улыбка Мелометы
2002 Племянник, или Русский бизнес - 2
2002 Лифт уходит по расписанию
2003 Юбилей прокурора
2003 Первый русский генералиссимус - документальный
2003 Замыслил я побег
2003 Жизнь кувырком
2003 Детектив по-русски
2003 Чужое лицо
2003 Love - сервис
2004 Усадьба
2004 Секрет Фараона
2004 Прощальное эхо
2004 Покушение
2004 Москва смеется
2004 Ловушка для полтергейста
2005 Феномен
2005 Сыщики районного масштаба
2005 Сатисфакция
2005 Жизнь - поле для охоты
2006 Главный калибр
2007 Морская душа
2007 Виола Тараканова. В мире преступных страстей -3
2008 Новые времена, или Биржа недвижимости
2008 Москва улыбается
2008 Воротилы. Быть вместе
2008 Адель
2009 Первая любовь
2009-2010 Кремлёвские курсанты
2010 Партизаны
2010 Грозное время
2011 Отражение
2012 Российские Багамы
2012 Заказ на одного
2012-2013 Второй убойный
2013 Английский русский
2014 Слава
2014 Сватьи
2014 Овечка Долли была злая
и рано умерла
2014 Москва - Лопушки
2015 Сын моего отца
2015 Петля Нестерова
2015 Господа-товарищи
2015 Бабий бунт, или Война в Новосёлково
2016 Лиризмы
2016 Куба
2017 Домохозяин (Россия, Украина)
2017 Крым
2017 Склифосовский (6 сезон)
2018 Содержанка
2020 Гадалка. Новый сезон
2022 Кстати, о бабочках
2022 Русь и Ганза. Путь навстречу
2023 Счастливый билетик - короткометражный |
ЧЕРНОВ
Юрий Николаевич
Родился 24.04.1949, Самара (бывш. Куйбышев)
Заслуженный деятель искусств РФ
Народный артист РФ (2008)
Прирожденный артист
Юрий Чернов родился 24 апреля 1949 года в Самаре (тогда еще носящей название
Куйбышев). Его папа работал художником-оформителем на Куйбышевском авиационном
заводе, мама - продавщицей в магазине. Как признается сам актер: «Если у меня
есть талант, так это от мамочки, Валентины Ивановны». Валентина Ивановна обладала
великолепным голосом и была очень приветливым человеком. Посетители магазина ее
очень любили, и даже в газете про нее была опубликована статья под названием «Хозяйка
прилавка».
Свое детство Юрий Чернов вспоминает очень радостным: «Я рос в пионерских лагерях
– чтобы вывозить нас с сестренкой летом на природу, к Волге отец устраивался работать
в лагерь художником». В школе Юрий учился хорошо (до пятого класса был отличником),
никогда не списывал, поскольку уже тогда считал, что в жизни следует всегда рассчитывать
только на себя. Впрочем, окружающие ему в один голос говорили: «Зачем тебе учиться,
ты же прирожденный артист!». Он и сам себя всегда чувствовал артистом: любил петь,
вечно кого-то изображал.
Родители, заметив артистические способности сына, поддержали его и в 12 лет
отдали на Куйбышевскую студию телевидения. Тогда в большом ходу были телевизионные
спектакли, и Юрий стал принимать в них участие. Кроме того, он участвовал в игровых
программах, в прямом эфире читал стихи, пел, танцевал.
Цирковое училище
После окончания школы Юрий поехал в Москву с твердым намерением покорить столичные
подмостки. Он подал документы практически во все театральные вузы, и везде последовал
провал. Неизвестно, как бы все сложилось дальше, если бы не случай.
В Москве Юрий жил в общежитии ГИТИСа. Один из его приятелей, проживавших там
же, готовился поступать в цирковое училище. Он попросил Юрия подыграть ему на
экзаменах на гитаре, и тот согласился. На экзаменах на Юрия Чернова обратили внимание,
заметив, что он чем-то похож на знаменитого клоуна Олега Попова. Так, неожиданно
для самого себя, Юрий стал студентом.
Юрий Чернов не раз признавался, что ничуть не жалеет о годах проведенных в стенах
циркового училища. Здесь он научился игре на различных музыкальных инструментах
(гармони, балалайке, гитаре, трубе и кларнете), освоил многие цирковые навыки,
которые в дальнейшем пригодились ему в его концертной деятельности. «У нас был
замечательный курс, - вспоминает актер, - к нам на занятия по фехтованию, пластике,
езде верхом на лошади приходили актеры из разных театральных училищ, в том числе
и Костя Райкин».
Сыромятников
Студенты, как правило, народ бедный. Чтобы подработать многие снимались в массовке
и эпизодах различных фильмов. Юрий Чернов также начинал с этого. В одной из таких
картин, на него обратила внимание ассистентка режиссера Станислава Ростоцкого
и пригласила его на пробы к фильму «Доживем до понедельника». «Я еще войти не
успел, - вспоминает Юрий Чернов, - а со всех сторон уже зазвучало: «Ой, Сыромятников!».
Меня взяли сразу, без проб, и начались съемки».
Стоит
заметить, что руководство циркового училища, мягко говоря, не приветствовало участия
своих студентов в съемках фильмов. Юрию пришлось сниматься тайком, проявляя просто
чудеса изворотливости. «Сколько у меня было отговорок, разных причин, скольких
бабушек, тетушек и прочих родственников я «похоронил», как будто у нас в Самаре
страшная эпидемия прошла. Так что для второго фильма у меня больше не осталось
«живой» родни», - вспоминает актер.
На съемках фильма «Доживем до понедельника» подобралась замечательная компания.
«Взрослые» роли играли выдающиеся мастера , и Ирина
Печерникова. Роли учеников – студенты ГИТИСа и , а
также старшеклассники московский школ. Юрий Чернов признается, что работать было
легко, коллектив смотрелся как единое целое, и атмосфера на съемках была удивительная.
«Как и наши персонажи, мы так же были влюблены в Ирину Печерникову, просто боготворили
ее, - вспоминает актер, - мы с невероятным уважением относились к Вячеславу Тихонову,
он для нас был кумиром: я звонил маме и кричал в трубку: «Мама, я снимаюсь с Тихоновым!»
Наверное, именно в таких условиях и рождаются шедевры. Фильм «Доживем до понедельника»
как раз и является, без каких либо натяжек, шедевром. Редкий для советского кинематографа
случай, когда о школьной жизни было рассказано правдиво, без прикрас. И учителя
получились самыми разными: образованными, и не очень, со всеми реальными человеческими
достоинствами и недостатками. Такими же достоверными получились и ученики – особо
тут конечно нужно отметить игру Игоря Старыгина.
Одного из учеников сыграл Юрий Чернов. Его героем стал обаятельный двоечник
Сыромятников. В какой то степени шут – в хорошем смысле этого слова. Его реплики
из фильма до сих пор вспоминаются зрителями: «А мне мама говорила, что птичек
убивать нехорошо» или «А России после Петра I на царей не везет». А знаменитая
фраза учителя (героя Вячеслава Тихонова) обращенная к Сыромятникову: «Поставишь
единицу - получится Юрий Никулин». Кстати, в сценарии должно было звучать: «Поставишь
единицу - получится Олег Попов». Но и Чернов и Тихонов очень симпатизировали Никулину
и поэтому уговорили Ростоцкого изменить фразу.
Слава и ее последствия
Фильм «Доживем до понедельника» вышел на экраны в 1968 году и был встречен
зрителями «на ура». В Доме кино после премьеры зал аплодировал стоя. Юрий Чернов
в одно мгновение стал очень популярным. На улице его узнавали, и вдогонку неслись
его знаменитые реплики из фильма. Посыпались многочисленные предложения от кинорежиссеров.
Одним из таких предложений стала роль Петрухи в знаменитой картине Владимира
Мотыля «Белое солнце пустыни». Однако преподаватели наотрез заявили: «Выбирай:
или ты снимаешься в кино, или учишься в училище». Юрий посчитал, что учеба важнее
и отказался от роли. Он вспоминает: «Жалко, потому что Петруха – это роль для
меня, я бы мог Луспекаеву что-то на гитаре подыграть, подпеть… Тогда я решил,
что учеба важнее, никто же не знал, что фильм станет культовым...»
В тени
Окончив Московское цирковое училище, Юрий Чернов на некоторое время выпал из
поля зрения кинозрителей. В течение пяти лет он работал в филармонии, и изредка
снимался в кино в крохотных эпизодах. Впрочем, те роли сегодня вряд ли кто вспомнит.
К примеру, в знаменитой комедии Гайдая он сыграл одного из балалаечников и даже
не был указан в титрах фильма.
Поворотным этапом в судьбе Юрия Чернова стало участие в съемках фильма Сергея
Юткевича «Маяковский смеется» (1975). Этой картине актер сыграл главную роль Пьера
Присыпкина. Поначалу планировалось создать полнометражную двухсерийную ленту,
но из-за болезни Юткевич вынужден был приостановить съемки. Смонтированный материал
не дотягивал даже до одной серии, и тогда режиссер стал разбавлять его кукольной
и рисованной мультипликацией. Неожиданно, это пришлось к месту, напоминая зрителю
о временах «Окон РОСТА». Фильм получился ярким, необычным, вполне в духе творчества
великого поэта, но, к сожалению, остался вне внимания массового зрителя.
Хотя зрители и «братья по цеху» тогда не заметили Юрия Чернова, тем не менее,
фильм сыграл важную роль в жизни актера. В тот же год он решил оставить филармонию,
и по приглашению своего приятеля Леонида Баскина пришел работать в Московский
Театр миниатюр. Кроме того, решив наверстать упущенное в кинематографе, Юрий поступил
в ГИТИС, на заочное отделение факультета режиссуры эстрады и массово-культурных
представлений.
Король эпизода
В
период со второй половины 70-х до начала 90-х Юрий Чернов снимался в кино очень
много. Правда, главных ролей в его карьере не было, сплошной второй план и эпизоды.
Но ведь порой именно эпизодический герой делает картину уникальной. В истории
советского кинематографа есть несколько больших мастеров, настоящих королей эпизода.
К примеру: или . Да и великая
не всегда играла главные роли, нередко блистая в эпизодах. Вот и Юрию Чернову
выпала такая честь, стать королем эпизода. Многие зрители помнят и любят его по
ролям санитара Зубкова из комедии «Баламут», папы Сыроежкина из детского фантастического
фильма «Приключения Электроника», шофера Николая из сериала «Цыган», писаря Чумички
из сказки «Там, на неведомых дорожках…».
Нередко ему доводилось играть отрицательных персонажей. И как блистательно
он это делал! В психологическом детективе Степана Пучиняна «Из жизни начальника
уголовного розыска», он сыграл бандита по кличке Корыто. Сыграл настолько реалистично,
что зрители поверили в его существование. Актер вспоминает такой случай: «Как
то раз, возвращаясь домой, поймал такси, говорю: «Мне на Петровку». В ответ: «Ну
чё, Корыто, сдаваться едешь?».
90-е годы
В 90-е годы актер снимался в кино значительно реже. С 1994 по 1999 год Юрий
Чернов работал в Театре Луны под руководством Сергея Проханова. Он играл в детском
спектакле «Мечты маленького Робинзона», а также в спектакле «Ночь нежна». Но затем
из-за загруженности в антрепризных проектах был вынужден уйти их театра.
В новом веке
Новый период в кинокарьере Юрия Чернова начался с 2002 года. С развитием российского
кинематографа талантливый актер вновь стал востребован. Он по-прежнему играет
эпизодические роли. Зрители могли видеть его в фильмах и сериалах: «Детектив по-русски»,
«Усадьба», «Ловушка для полтергейста», «Главный калибр», «Воротилы. Быть вместе»,
«Адель» и других.
Общественная деятельность
Юрий Чернов много лет активно сотрудничает с Обществом инвалидов. Вместе с
коллегами-актерами он немало поездил по стране с концертами для инвалидов, а также
вместе с представителями фонда «Филантроп» занимался поисками талантов среди таких
людей.
Личная жизнь
Первый раз Юрий Чернов женился еще в юности. «Я учился в цирковом училище,
она жила напротив, ходила заниматься в театральную студию, познакомились», - вспоминает
актер. И хотя у них родилась дочь Анна, тот брак оказался неудачным.
Со своей будущей второй женой Юрий Чернов познакомился в стенах ГИТИСа, где
она работала на кафедре зарубежного театра. «Я пришел поступать, заглянул в какую-то
аудиторию – то ли за ручкой, то ли за линейкой, а она там сидела, - рассказывает
Юрий Николаевич. - Как-то сразу разговорились. <…> Наверное, это судьба
– ведь я мог зайти в другую аудиторию, и ничего бы не произошло».
С Валентиной они вместе уже много лет. У супругов двое детей: сын Максим и
дочь Ярослава. Ярослава пошла по стопам отца, став актрисой. Поддерживает отношения
Юрий Николаевич и со своей первой дочерью Анной, которая подарила ему внука Алексея.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Александр Гузнищев, Интервью с Юрием Черновым, http://sanyavs.narod.ru;
Леонид Гуревич, «Юрий Чернов: Петруха - неспетая песня», «Аргументы И Факты»,
http://www.aif.ru;
Борис Бабанов, «Юрий Чернов: «Все думали, что мы учились в одном классе», «Новые
Известия», 26.08.08, http://www.newizv.ru;
Юрий Чернов: «Фильм «Белое солнце пустыни» - моя неспетая песня», KM.RU Ностальгия,
http://game.km.ru;
Катерина Романенкова, Татьяна Алексеева, «Юрий Чернов чужое счастье не списывает»,
«Кино эксперт», http://www.kinoexpert.ru
|