1958 Ветер
1959 Все начинается с дороги
1959 Катя-Катюша
1960 Пять дней, пять ночей
1961 Взрослые дети
1961 Карьера Димы Горина
1961 Мир входящему
1962 Бей, барабан!
1962 Порожний рейс
1963 Каин XVIII ("Два друга")
1963 Первый троллейбус
1963 Сотрудник ЧК
1964 Возвращенная музыка
1964 Государственный преступник
1964 Пока фронт в обороне
1965 Операция "Ы" и другие приключения Шурика
1965 Сколько лет, сколько зим!
1966 Кавказская пленница, или новые приключения Шурика
1966 Не забудь... станция Луговая
1967 Война под крышами
1967 И никто другой
1967 Мятежная застава
1968 Угрюм-Река
1969 Завтра, третьего апреля...
1969 Невероятный Иегудиил Хламида
1969 Рокировка в длинную сторону
1970 Миссия в Кабуле
1970 Мой добрый папа
1971 Даурия
1971 Драма из старинной жизни
1971 На даче
1971 Найди меня, Леня!
1972 Здравствуй и прощай
1972 Последние дни Помпеи
1972 Приваловские миллионы
1972 Учитель пения
1973 Иван Васильевич меняет профессию
1973 Крах инженера Гарина
1973 Ни слова о футболе
1973 Открытая книга
1973 Умные вещи
1974 Два клена
1974 Незнакомый наследник
1974 Последний день зимы
1974 Странные взрослые
1975 Доверие - читает текст
1975 Единственная...
1975 Одиннадцать надежд
1977 Журавль в небе
1978 Все решает мгновение
1978 Встреча в конце зимы
1978 По улицам комод водили...
1978 Соль земли
1979 Жена ушла
1979 Завтрак на траве
1979 Летучая мышь
1979 Приключения маленького папы
1979 Соловей
1980 Никудышная
1981 Девушка и гранд
1981 Пропавшие среди живых
1981 Путешествие в кавказские горы
1981 Снег на зеленом поле
1981 Товарищ Иннокентий
1982 Варварин день
1982 Год активного Солнца
1982 За счастьем
1982 Не ждали, не гадали
1983 Графоман ("Не хочу быть несчастливым")
1983 Зеленый фургон
1983 Место действия
1983 Эхо дальнего взрыва
1983 Я тебя никогда не забуду
1984 Милый, дорогой, любимый, единственный...
1984 Сказки старого волшебника
1985 Когда становятся взрослыми
1985 Лиха беда начало
1985 Сон в руку, или чемодан
1985 Три процента риска
1986 Баллада о старом оружии
1986 На острие меча
1987 Серебряные струны
1988 Муж и дочь Тамары Александровны
1989 Светлая личность
1989 Чародейная ночь
1990 Каталажка
1990 Потерпевший
1990 Шаги императора
1991 И черт с нами!
1991 Игра на миллионы
1992 Белые одежды
1992 Билет в красный театр, или смерть гробокопателя
1992 Колчерукий - читает текст
1992 Рэкет ("...путем угроз, насилия и шантажа")
1992 Семь сорок
1995 Дом
1997 История про Ричарда, милорда и прекрасную Жар-Птицу
1997 Клубничка
1998 Содержанка
ДЕМЬЯНЕНКО
Александр Сергеевич
30.05.1937, Свердловск - 22.08.1999, Санкт-Петербург
Народный артист РСФСР (1991).
Приз Дирекции КФ "Виват кино России-99" (Санкт-Петербург) - "За
создание выдающейся галерии образов народного героя".
Детство
Александр Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Его отец Сергей
Петрович Демьяненко в молодости окончил ГИТИС. В конце 20-х, после нескольких
лет работы в знаменитой "Синей блузе", он приехал в Свердловск. Сначала
состоял в труппе оперного театра, затем преподавал актерское мастерство в консерватории
и почти до конца дней работал массовиком-затейником. Запросто мог организовать
шоу с любым количеством людей - от десяти человек до целой площади.
В Сергея Петровича постоянно влюблялись женщины. И он не мог не ответить взаимностью.
После рождения старшего сына, Сергей Петрович женился во второй раз. В этом
браке родились сын Володя и дочь Надя. (Владимир сейчас работает импресарио у
всемирно известного музыканта Юрия Башмета.) Спустя время отец вернулся в первую
семью, и у Саши родились две родные сестры - Наталья и Татьяна. Все пятеро детей
Сергея Петровича подружились и пронесли родственную любовь через всю жизнь. Однако
отец вновь не усидел и создал третью семью. С Зоей Павловной он прожил до конца
жизни.
Постоянно находясь рядом с отцом, маленький Саша рано увлекся театром. Он записался
в кружок художественной самодеятельности при Дворце культуры, где сыграл свои
первые роли. Помимо самодеятельности, Саша учился в музыкальной школе, играл на
фортепиано. Позже, когда Александр вырос, близкие отмечали у него красивый низкий
баритон. Жаль, что в кино зрители так ни разу не услышали его песен…
Поступление в ГИТИС
По окончании школы, в 1954 году, Александру предстояло определиться с дальнейшей
профессией. В то время в Свердловск приехала приемная комиссия прославленного
МХАТа. Юноша рискнул попробовать, но во время экзаменов разволновался - и результат
оказался неудачным.
И тогда Александр сдал экзамены и поступил на юридический факультет Свердловского
университета. Проучился он там всего полгода и вскоре понял, что это не его. Его
вновь потянуло на сцену. И на следующий год Александр отправился в Москву. Вскоре
родители получили от сына телеграмму: "Победа! Принят ГИТИС и Щукинское.
Остаюсь ГИТИСе".
Первые роли в кино
Студентом Александр Демьяненко был не самым лучшим. Учился-то он хорошо, да
только много прогуливал. Посреди занятия мог поднять руку: "Можно выйти?"
Выходил и уезжал в Свердловск. У него одного пропусков было в несколько раз больше,
чем у всего курса. Но Демьяненко всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский
очень любил его и верил в его успех: "Саша, приходи хотя бы на мастерство".
Уже на 2-м курсе ГИТИСа режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов пригласили
Александра на роль Мити в картину "Ветер" - оптимистическую драму, завершившую
"комсомольскую" трилогию, начатую фильмами "Тревожная молодость"
и "Павел Корчагин". Эта работа начинающего актера привлекла внимание
как зрителей, так и кинематографистов. Был рожден новый тип героя - скромного
интеллигентного юноши, совершающего подвиг.
В 1959 году Александр Демьяненко окончил ГИТИС и был приглашен в Московский
драматический театр имени Маяковского, где он проработал три года, но все больше
актера затягивало кино…
В 1961 году Александр вновь снялся у Алова и Наумова. В драме "Мир входящему"
он сыграл щеголеватого лейтенанта Ивлева, выпускника училища, получившего в последний
день войны задание - доставить в госпиталь молодую беременную немку. Благодаря
этой ленте, Александра Демьяненко впервые узнали за рубежом - фильм был отмечен
несколькими призами на фестивалях в Венеции и Брюсселе.
В том же году вышли два фильма, которые сделали актера известным и в СССР.
В лирической комедии "Карьера Димы Горина" Демьяненко появился в образе
честного кассира, исправившего ошибку при выдаче вклада. Найдя в таежной глуши
вкладчика и вернув в сберкассу деньги, его герой остается на строительстве высоковольтной
линии передачи.
Другая работа - добрая и веселая комедия "Взрослые дети", которая
и по сей день нередко демонстрируется по телевидению. Вместе с Лилией Алешниковой
они сыграли молодую семейную пару, живущую вместе с родителями (Алексей Грибов
и Зоя Федорова).
Переезд в Ленинград
С 1962 года Демьяненко покинул театр Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград.
Тому были две причины. Во-первых, он уже начал активно сниматься на "Ленфильме",
а во-вторых, что очень важно для молодого актера, в Москве ему жить было негде,
а в Ленинграде давали квартиру.
На "Ленфильме" Александр снялся в киноповести Владимира Венгерова
"Порожний рейс" (1962), где сыграл молодого журналиста центральной газеты
Сироткина, раскрывающего махинации; в детективе Николая Розанцева "Государственный
преступник" (1964) - в роли молодого ленинградского следователя по особо
важным делам Андрея Николаевича Поликанова, расследующего дело военного преступника.
Так, роль за ролью, Александр завоевывал популярность среди зрителей. О нем
писали газеты и журналы, в киосках продавались открытки с его изображением… Уже
сложилось определенное амплуа актера - молодой незадачливый, но всегда честный,
открытый и принципиальный юноша. И кто знает, как сложилась бы судьба Демьяненко
дальше, если бы не встреча с Гайдаем…
Шурик
В середине 60-х Леонид Гайдай приступил
к съемкам комедии. Сценарий назывался "Несерьезные истории", а главным
героем был студент Владик Арьков. На роль главного героя Гайдай перепробовал 40
претендентов, среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков
и многие другие, но все время что-то не устраивало режиссёра. Наконец кто-то сказал:
"Да что вы маетесь? В Ленинграде есть замечательный актёр". Леонид Иович,
бросив все свои дела, сам поехал на смотрины в Ленинград. И не ошибся.
По своей природе Демьяненко был жгучим брюнетом. В фильме его решили сделать
блондином. "Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже, - вспоминает
вдова актера Людмила Акимовна. - Тогда были жуткие краски. Хорошо ещё, что у Саши
волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел".
Итак съемки начались… И тут кто-то из группы шепнул Гайдаю: "Пусть лучше
будет Шуриком!", и Леонид Иович сразу согласился. Так родилась картина "Операция
"Ы" и другие приключения Шурика".
Сам Александр Демьяненко не раз повторял, что он не играл Шурика: "Я тогда
был молодой, спортивный, снимался с удовольствием, всё происходило само собой.
Не было такого, чтобы я что-то особенное вкладывал в эту роль, испытывал муки
творчества". Вдова Александра Людмила рассказывала: "Близкие Гайдаю
люди говорили, что режиссёр видел в Шурике... себя самого. Два интеллигентных
очкарика... Хотя внешне Гайдай и Саша - такие разные. Саша - широкоплечий, широкогрудый,
а Гайдай выше ростом и весь тонкий, как соломинка. Оба были внешне мрачноваты,
но с большим внутренним юмором. Саша обычно шутил не улыбаясь, но одной его реплики
было достаточно, чтобы все лежали в лёжку".
Роль Шурика принесла актеру невероятный, легендарный успех, всеобщую любовь
и популярность. Успех был настолько велик, что режиссёр через два года поставил
продолжение приключений столь полюбившегося зрителям героя - "Кавказская
пленница или новые приключения Шурика". А в 1973 году вышла комедия "Иван
Васильевич меняет профессию". Все эти фильмы вошли в "золотой фонд"
советского комедийного кино, а Демьяненко мгновенно превратился в комедийного
актера.
Триумф и трагедия актера
"Шурик" - этот ярлык приклеился к Демьяненко намертво. Теперь актеру
невозможно было выйти на улицу. Его узнавали, хлопали по плечу, сразу переходили
на "ты", норовили поправить очки, дернуть за ухо. Человек по природе
скромный и неразговорчивый, Демьяненко ненавидел и презирал бесцеремонную фамильярность.
Но остановить эту волну было уже невозможно.
Да, именно благодаря Шурику его охотно приглашали на встречи со зрителями (а
это во все времена - второй источник дохода для артиста). Но вскоре удачно найденный
образ обернулся трагедией - многие серьезные режиссеры перестали предлагать интересные
роли. Они боялись довериться Демьяненко, потому что публика всё равно бы тыкала
пальцем: "Ба, да это же сам Шурик!".
Демьяненко рассказывал: "Конечно, трудно и обидно и тем более, что были
моменты и годы даже после выхода этих фильмов, когда меня в кино катастрофически
мало брали на работу, поскольку я был настолько популярен и узнаваем, что режиссёры
говорили: "Ну зачем же - тебя все узнают, пусть ты будешь врача играть или
играть какого-то полярника - скажут вон Шурик играет какую-то роль - Шурик."
Но это тяжело - остаться без работы на какое-то время. И потом, эта популярность
мне она просто не приносила такой радости, поскольку я по складу своего характера
очень замкнутый человек, и меня чудовищно раздражает, когда ты на улице под пристальным
вниманием. Были годы, когда все буквально узнавали меня и смеялись, а у меня может
быть, плохое настроение. Это издержки производства".
Кино, театр, телевидение
Александра Демьяненко выручили театр и телевидение. Он с головой ушел в дубляж
фильмов. Его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци,
Джон Войт, Роберт Де Ниро. Чуть ли не во всех советских фильмах он озвучивал Донатаса
Баниониса. Также Демьяненко озвучивал и мультипликационные фильмы.
А что же кино? Актер широкого диапазона - от комедии до глубокой трагедии -
Александр Демьяненко так и не смог вырваться из своего амплуа. Удачный образ Шурика
как камень висел на актере. Периодически ему удавались интересные запоминающиеся
роли - в "Угрюм-реке" (приказчик Иван Сохатых), в "Учителе пения",
в "Зеленом фургоне" (Шестаков). Но чаще актеру доставались небольшие,
эпизодические роли. И все же Демьяненко снимался. Снимался до последних своих
дней, сыграв в общей сложности в 73 фильмах.
После ухода с "Ленфильма" Демьяненко работал в Театре комедий им.
Н.П.Акимова на Невском проспекте. С 1996 года актёр с успехом играл на сцене Санкт-Петербургского
театра "Приют комедиантов" на Малой Морской. Играл в спектаклях "Владимирская
площадь" и "Антигона" - две совершенно разные характерные драматические
роли. Играл блистательно, но театр этот небольшой, нешумный, и эти роли по большому
счёту публика и критика не оценили.
Личная жизнь
С первой своей женой он познакомился ещё в юности, когда играл в драмкружке
свердловского Дворца пионеров (по другим данным - кружке художественной самодеятельности
при Дворце культуры). Прожив с ней 16 лет, Демьяненко ушёл к другой, не взяв с
собой ничего, кроме чемодана с одеждой и бельём. Новой избранницей его стала ассистент
режиссёра с "Ленфильма" Людмила, с которой актёр познакомился во время
дубляжа одной из картин.
Людмила Акимовна вспоминает об их семейной жизни: "Мы вообще не ругались.
Господи, за 24 года совместной жизни ни разу не поссорились. Прожив столько лет,
продолжали друг друга в чём-то по-хорошему стесняться. Мы часто расставались в
связи с гастролями, съёмками, и каждая встреча превращалась в праздник".
У Людмилы Акимовны это тоже был второй брак. От первого брака она воспитывала
дочь Лику, ставшую впоследствии известной актрисой Малого драматического театра
Льва Додина.... За плечами Анжелики Неволиной
роли в фильмах "Парад планет", "Сентиментальное путешествие на
картошку", "Счастливые дни", "Собачье сердце".
Александр Сергеевич любил и уважал Анжелику. "Саша к Анжелике не лез в
душу, не досаждал. Они общались очень вежливо, с пиететом, - рассказывает Людмила
Акимовна. - Саша вообще был очень тактичный человек. Он ведь даже своих родителей
называл на "вы". Когда на творческих встречах спрашивали его о детях,
он не уклонялся от ответа: "У меня падчерица" или "У моей жены
есть дочь". "Падчерица" в его устах звучало очень уважительно".
Скромный, добрый, безотказный…
Александр Демьяненко был человеком необычайной доброты и безотказности. Работал
он всегда ответственно, но не "тусовался". Любил дачу. Очень любил читать,
часто при этом надевал наушники, чтобы мне не мешать, и слушал классическую музыку.
Обожал слушать реквиемы.
Демьяненко был очень скромным человеком. Однажды он оказался на гастролях в
Тольятти. После концерта его пригласили в свою компанию автобоссы. Посидели, выпили,
поговорили "за жизнь". Новые знакомые поинтересовались, нет ли у Демьяненко
автомобильных проблем? Он вздохнул: "Хорошо бы треснувшее стекло заменить".
Боссы разулыбались: "Да неужто мы не можем дорогому Шурику подарить новую
машину? "Шестёрка" вас устроит?" На что Демьяненко ответил решительным
отказом. И потом никогда не жалел об этом.
Людмила Акимовна: "Он избегал случайных компаний, лишних встреч. Не любил
рассказывать анекдоты, даже отказался от съёмок в "Белом попугае", хотя
очень уважал Никулина. А вот если бы появился в программе "О, счастливчик",
то мог бы выиграть миллион, так как слыл эрудитом во многих областях.
Есть актёры, что на сцене и на экране играют людей умных, глубоких, а сами в жизни
- куда примитивней, глупее своих персонажей. У Демьяненко всё получилось с точностью
до наоборот..."
Последние дни
Никто не знал, что у Александра Сергеевича больное сердце, и ему была необходима
сложнейшая операция. Проблемы с сердцем у него начались после одного разговора
- главреж Театра комедий Казакова вызвала к себе всех народных артистов. Ему она
сказала примерно следующее: "Я вас не знаю как артиста театра. Я, вот, вас
видела, вот, в кино…" "Ну, всё ясно, спасибо, значит я уволен"
- вспылил он. Вышел с белым лицом: "Вот так бывает. Я и не нужен… Меня и
не знают…".
В последние годы Демьяненко, и так не избалованному ролями, все реже приглашали
в кино. Скрепя сердце, он согласился сниматься в телесериале "Клубничка".
Актер сумел оживить этот коммерческий проект, в его роли появились интересные
ходы. Каждый день снималась новая серия, и Демьяненко пришлось жить в Москве -
сначала в гостинице, потом в съёмной квартире. Целый год приезжал домой лишь на
выходные, а вечерами играл в "Приюте комедианта". И никогда не устраивал
истерик, ни разу не сорвал работу группы.
На съемках "Клубнички" у Александра Сергеевича произошло отслоение
сетчатки. Правый глаз перестал видеть. В Москве актеру сделали операцию - это
был первый в его жизни наркоз, и Александр Сергеевич перенес его довольно тяжело.
Вся эта ситуация как-то подкосила Демьяненко, проявились скрытые болячки. Врачи
сказали - язва. Когда стало совсем тяжело, выяснилось, что никакой язвы нет, что
это уже второй инфаркт. А он и о первом не подозревал.
Ему нужна была срочная операция, но слово "шунтирование" при нем
даже боялись произносить. Александр Сергеевич не верил, что все так плохо. А может,
не хотел обременять близких, не хотел тратить деньги. Он очень любил свою семью.
Летом 1999 года стояла страшная жара. Александр Сергеевич по настоянию врачей
готовился к коронарографии, оттягивать которую уже было нельзя. Операцию назначили
на 1 сентября, когда все врачи вернутся из отпусков и станет немного прохладнее.
Не успели. 22 августа Александр Демьяненко умер...
На похороны актера пришли сотни людей. Хорошие, добрые слова о нем говорили
тихо и спокойно.
Навеки в памяти
В одном из последних интервью Демьяненко признался: "Мне уже 60 лет, а
я все равно - Шурик! По молодости, конечно, я дико раздражался, испытывал массу
неудобств, дискомфорт. А сейчас думаю: "Ну и ладно". Люди, видя меня,
вспоминают любимые фильмы, улыбаются, а значит чуточку улучшают свое настроение".
BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Сергей Капков, "Александр
Демьяненко: до и после Шурика" ("ТВ Парк" 09.04.2003);
Ночной разговор с Алексеем Лушниковым (Ток-шоу "Пионер", Ночной телеканал
"Синие страницы" (ТНТ-Петербург) http://lushnikov.cult.ru);
Александр Сергеевич Демьяненко (http://gm731.narod.ru );
Михаил Садчиков, "В "железной маске" Шурика" ("Калейдоскоп"
http://www.rekvest.nnov.ru);
Александру Демьяненко исполнилось бы 64 года http://www.uatop.com