1975 Ау-у! - автор сценария
1976 Встретимся у фонтана - автор сценария
1980 Если бы я был начальником - автор сценария
1981 Пора красных яблок – мюзикл, автор сценария
1981 Куда он денется! - автор сценария
1982 Путешествие будет приятным - автор сценария
1983 Витя Глушаков - друг апачей - автор сценария
1985 Самая обаятельная и привлекательная - актер, автор сценария
1987 Где находится нофелет? - автор сценария
1989 За прекрасных дам! - режиссер, автор сценария
1990 Бабник - режиссер, автор сценария
1990 Моя морячка - актер, режиссер, автор сценария
1991 Настоящий мужчина - режиссер, автор сценария
1992 Новый Одеон - актер, режиссер, автор сценария, продюсер
1993 Старые пластинки – мюзикл, режиссер, автор сценария
1994 Третий не лишний - режиссер, автор сценария
1994 Жених из Майами - режиссер, автор сценария, продюсер
1996 Импотент - режиссер, автор сценария, продюсер
1998 Примадонна Мэри - актер, режиссер
1998 Ночной визит - режиссер, автор сценария
1998 Когда все свои - режиссер, продюсер
1999 Ультиматум - режиссер, продюсер
2000 Агент в мини-юбке - режиссер, автор сценария, продюсер
2000 День святого Валентина - режиссер
2001 Любовница из Москвы - режиссер, автор сценария
2001 Тайное свидание - режиссер, автор сценария
2001 Мы сделали это! - режиссер
2002 Сын неудачника - режиссер, автор сценария, продюсер
2002 Стрела любви - режиссер
2004 Заторможенный рефлекс - режиссер, автор сценария, продюсер
2004 Жениться в 24 часа - режиссер, автор сценария, продюсер
2005 Дар природы - режиссер, автор сценария, продюсер
ЭЙРАМДЖАН (Тер Григорян)
Анатолий Николаевич
Родился 03.01.1937, Баку
Сценарист, режиссер, актер, композитор, звукорежиссер, продюсер
Начало
Анатолий Эйрамджан (настоящая фамилия — Тер Григорян) - родился 3 января 1937
года в Азербайджане в Баку. Мальчик воспитывался в семье, атмосфера которой была
пропитана музыкой и искусством. Мать, чью фамилию взял впоследствии Анатолий Николаевич,
Аревик Никитична Эйрамджан, была внучкой известного Армянского писателя Газароса
Агаяна. Скорее всего, поэтому-то Анатолий Эйрамджан и стал талантливым сценаристом.
А любовь к музыке, которая переросла в композиторство, это по всей вероятности
уже по линии отца. Отец, Николай Николаевич Тер-Григорьян, был пианистом, преподавал
музыку.
Помимо искусства Анатолий Эйрамджан еще и неплохо учился, увлекался точными
науками, занимался спортом. После школы он удивил своим выбором и родственников,
и друзей. Юноша поступил в Азербайджанский институт нефти и химии, который блестяще
окончил в 1961 году. Молодой специалист даже начал работать по полученной специальности,
но вскоре почувствовал, что это не его стихия и Анатолий Эйрамджан начал все заново:
поступил на сценарное отделение Высших Курсов Сценаристов и Режиссеров и был принят
в мастерскую Игоря Ольшанского, которую успешно окончил в 1972 году.
Сценарист
С тех пор Анатолий Эйрамджан и пишет сценарии: возглавил талантливый список
киноальманах "Ау – у!", комедийный сборник киноновелл: "И подъехали
к избе сваты. Или похождения писателя Сени в поисках слова затаенного", пришедшаяся
"по вкусу" режиссеру Виктору Крючкову, "Песня, или как великий
Луарсаб хор организовывал", приглянувшаяся режиссеру Геральду Бежанову, "Что
наша жизнь!? или Что наша жизнь!?", показавшаяся режиссеру Юрию Горковенко.
По натуре очень веселый человек, обладающий тонким чувством юмора, Анатолий
Эйрамджан свой сценаристский выбор остановил на жанре комедии в любом ее проявлении:
романтическая - "Встретимся у фонтана", легкий мюзикл – "Пора красных
яблок", комедия – мелодрама – "Путешествие будет приятным", комедия-приключение
- "Витя Глушаков - друг апачей".
Прославила же имя Анатолия Эйрамджана популярная советская, на этот раз лирическая
комедия "Самая обаятельная и привлекательная". Режиссер Геральд Бежанов
пригласил на главные роли именитых актеров: Ирина
Муравьева - Надя Клюева, скромная сотрудница проектного института, которая
не жалея собственного времени и личных денег всегда выручала коллег, Татьяна
Васильева - ее школьная подруга, действующая строго по науке — методично,
последовательно, уверенно, и шикарное трио привлекательных мужчин: Александр
Абдулов, Леонид Куравлев,
Михаил Кокшенов. Нашлась роль и для
самого автора сценария, он дебютировал в качестве актера в эпизодической роли
пассажира в автобусе.
Режиссер
С 1989 года Анатолий Эйрамджан и сам стал снимать по своим сценариям фильмы.
И первой в его режиссерском списке стала на этот раз авантюрная комедия "За
прекрасных дам" с простеньким, на первый взгляд, но довольно оригинальным
сюжетом. Незадачливые грабители в лице обаятельного Александра
Панкратова-Черного и пленяющего Александра Абдулова выбрали в качестве своих
жертв компанию молодых благополучных дам – героини Елены Цыплаковой, Ирины Шмелевой,
Ирины Розановой, Маргариты Сергеечевой,
собравшихся обсудить свои "маленькие женские радости" за прекрасным
ужином. На этот раз и автор сценария, и режиссер одновременно, как говорят, попал
в "десяточку".
Анатолий Эйрамджан рискнул пойти дальше – он помог образовать в 1990 году киностудию
"Одеон". Созданные Анатолией Эйрамджановым фильмы должны были следовать
девизу вновь образованного киноцеха "Одеон" — "Из зала не должны
уходить ни дураки, ни умные". Благодаря умению, таланту и упорству самого
создателя так и случилось.
Когда во вновь испеченной студии заканчивалось озвучение первой комедии "Бабник",
всем было грустно, жаль было прощаться. Чтобы не расставаться с артистами Михаилом
Державиным, Татьяной Васильевой, Любовью
Полищук, Эйрамджан тут же и закрутился, на этот раз с музыкальной комедией
"Моя морячка", ровно через три недели после "Бабника", пригласив
несравненную Людмилу Гурченко сыграть
главную героиню - женщину-массовика–затейника.
Так "Моя морячка" стала бенефисом великой актрисы: с красивыми платьями
из собственного гардероба, красивыми танцами и даже красивыми песнями, собственноручно
написанными примой советского кино. Опять Анатолий Эйрамджан правильно рассчитал
беспроигрышный вариант: лето, южный берег Крыма, санаторий, отдыхающий работяга,
интрига не менее курортная, чем антураж, и не более далекая от жизни, чем любовь.
И сценарий, и обстановка на съемочной площадке настолько были увлекательными,
что Анатолий Николаевич не удержался, чтобы и себе в картине не выделить, правда,
небольшую роль московского коллеги Гудкова.
С 1992 года студия получает новый статус, становится киностудией "Новый
Одеон", а сам Анатолий Эйрамджан стал ее художественным руководителем, сконцентрировав
тем самым в одних руках, и написание сценария, и создание фильма, и его продюссирование.
"Наши в Майями"
Идеи Анатолия Эйрамджана захлестывали одна за другой. В период экспедиции в
Майями для съемок картины "Примадонна Мэри", про легкомысленное путешествие
библиотекарши Тани Смирновой, с блеском исполненная роль Ириной Розановой, в облике
Аллы Пугачевой в Майями,
где ее больше всего ждали соскучившиеся по русским словам и поступкам Миша, он
же Михаил Кокшенов, и Боря, он же Борис
Щербаков, Анатолий Эйрамджан ухитрился создать, прямо, что говориться на бегу,
и следующую историю на тему "наши в Майями". На этот раз криминальную
комедию "Когда все свои" с почти с теми же персонажами, про рэкетира
Мишу по прозвищу Кинг-Конг, уборщицу по вызову Иру и разносчика пиццы Борю...
Кто кого играл — догадаться несложно: кругом были знакомые все лица.
Уютно и надолго устроившись в своей любимой киностудии Анатолий Эйрамджан без
устали продолжал творить свои комедийные шедевры: "Сын неудачника",
"Стрела любви", "Заторможенный рефлекс", "Жениться в
24 часа", "Дар природы".
В чем же обаятельность и привлекательность этого человека - создателя таких
добрых и необходимых зрителю кинокомедий? Ответ в его же кинолентах – надо просто
жить и радоваться каждому прожитому дню…
Автор - Дмитрий Сталкер
Использованные материалы:
Энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2002 года.