Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Драма "Чужие письма" Режиссер: Илья Авербах. Молодая учительница Вера Ивановна приводит к себе домой ученицу – кране самоуверенную шестнадцатилетнюю Зину, выросшую в трудных условиях, без матери. Вера Ивановна пытается приучить девочку к добру, но та делает её жизнь невыносимой. Премьера: 24 августа 1976. Награды: Герои фильма: Другие персонажи:
История созданияНаталья Рязанцева – опытный сценарист. По её сценариям были поставлены такие известные ленты, как драма Ларисы Шепитько «Крылья» и мелодрама Киры Муратовой «Долгие проводы». В 1973 году киностудия «Ленфильм» заказала Рязанцевой сценарий драматического фильма об учительнице и её учениках. Основой сюжета должна была стать поездка учительницы с классом в Москву, где молодая женщина заодно встречалась со своим возлюбленным. Поначалу работа над сценарием у Натальи Борисовны не клеилась. В своих воспоминаниях она рассказывала, что дело сдвинулось с мёртвой точки, когда она придумала персонаж бесцеремонной школьницы Зины Бегунковой. Вся дальнейшая история стала складываться именно вокруг этой героини. За съёмки фильма «Чужие письма» взялся режиссёр Илья Авербах, признание к которому пришло с картиной «Монолог». С актрисой на роль учительницы Веры Ивановны определились быстро. Образ тактичной, интеллигентной учительницы идеально подошёл к Ирине Купченко, ранее дебютировавшей на киноэкране прекрасными ролями в экранизациях Андреем Кончаловским классики «Дворянское гнездо» и «Дядя Ваня». А вот с кандидатурой на роль Зины Бегунковой вышло сложнее. В образе требовалась эдакая обманка: милая внешность и наглый, напористый характер. Поначалу рассматривали Ирину Мазуркевич. Однако при необходимой внешности актрисе недоставало внутренней жёсткости. Студентку ЛГИТМиК Светлану Смирнову режиссёру предложила одна из ассистенток – и тут всё совпало. На роль Евгения Пряхина, бывшего лётчика, пробовался Михаил Боярский. Но затем режиссёр отдала предпочтение Олегу Янковскому. Боярский же, хотя в итоге и не сыграл в фильме, но ему доверили озвучить роль художника Игоря. Дело в том, что Игоря сыграл непрофессиональный актёр – настоящий художник Сергей Коваленков. Съёмки фильма проходили в Калуге. Повезло калужским школьникам: ребятам удалось сняться в массовке, изображая учеников. Работа над картиной была завершена в 1975 году. Несмотря на довольно острую тему, замечаний при приёмке у комиссии практически не возникло. Единственное – режиссёру указали на то, что в фильме нет никакой реакции на ситуацию школьных педагогов. Илья Авербах тут же доснял эпизод с разговором трёх учителей. Нетипичный для советского кинематографа конфликтВ 70-е годы в Советском Союзе снималось немало фильмов о подростках, где поднимались разные проблемы. Однако драма «Чужие письма» стала первой, где в центре внимания оказалось столкновение нахрапистой, бесцеремонной представительницы нового поколения с интеллигентной, культурной учительницей. Это было необычно, непривычно, вызывало немало вопросов. Безусловно, центром внимания зрителей стал образ Зины Бегунковой. Светлана Смирнова ювелирно создала образ девушки со сложным характером, который сформировался в непростой жизненной ситуации. Зина из неблагополучной семьи, выросшая без матери, которую посадили за растрату. Воспитанием девочки занимался старший брат. Он любил её, не обижал, но Зина, при этом, выросла эгоистичной, самоуверенной. К тому же в её характере изначально было заложено стремление к лидерству. Отсюда и её уверенность в том, что она может вмешиваться в судьбы других людей. Интересен и другой момент. Никто не захотел разбираться со сложным характером Зины, вникать в её проблемы, что тоже не могло не отразиться на девочке. В школе её оставили лишь благодаря Вере Ивановне, которая единственная проявила к ней чуткость и внимание. Мало того, учительница предложила девочке пожить у неё. Ситуация весьма спорная, ведь, по установившимся правилам, между учителем и учеником должна существовать дистанция. Появление Зины в квартире Веры Ивановны грамотно обставлено с точки зрения художественной композиции. И обои в доме учительницы, и её костюмы в тёплых, бледно-голубых тонах, в то время как одежда Зины яркая, броская, что лишний раз подчёркивает разницу в их характерах. Решение поселить Зину в своей квартире приводит Веру Ивановну к проблемам. Сама учительница в исполнении Ирины Купченко – необыкновенно мягкий, спокойный, как уже говорилось, интеллигентный человек. Воспитанная на классической литературе, она пытается повлиять на свою ученицу. Выходит это плохо. Зина то выглядит милой девойкой, а то показывает зубки, регулярно демонстрирует характер, ведёт себя вызывающе. При этом девочка считает себя всегда правой, а нелюбовь к ней окружающих, по её мнению, возникает от того, что она говорит правду. Зина не понимает, или не хочет понимать, что в своём неуважении к людям она переходит границы. Это отражается и на отношениях с приютившей её Верой Ивановной. Зина не считает чем-то неприличным читать чужие письма – в данном случае письма возлюбленного Веры Ивановны художника Игоря. Зина беспардонно вламывается в хрупкий мир женщины, которая на самом деле её полюбила. Очень примечателен момент в ванной, когда Вера Ивановна натирает спину Зины. В этом чувствуется особая нежность Веры Ивановны, которая выступает в данном эпизоде фактически матерью. А плавающая в ванной игрушка как-бы подчёркивает, что Зина, по сути, ещё ребёнок. Только ребёнок этот жестокий. Женщина срывается лишь один раз, когда даёт Зине заслуженную пощёчину. Однако, даже узнав про прочитанные письма, оставляет Зину у себя. К своей матери Зина демонстрирует откровенную неприязнь. Да, её мать, которую сыграла Майя Булгакова, имеет тюремное прошлое. Но она в фильме показана тихой женщиной. Она не пьёт, и, судя по чистоте и уюту в доме, занимается хозяйством. При этом мать постоянно с опаской поглядывает на дочь. Если к матери у Зины могут быть обиды, но откуда её неуважение к брату. Его в картине сыграл Иван Бортник. В эпизоде, когда он приводит в дом свою невесту, Зина устраивает капризную сцену. А вот с Евгением Зина ведёт себя совсем не по-детски. Мужчина гораздо старше её, но она, повышая собственную самооценку, заигрывает с ним. В одном из моментов Зина признаётся ему в любви и просит её поцеловать. В ответ Женя достаточно жёстко ставит девочку на место. Обидно? Да. Но как Зина обыгрывает это перед Верой Ивановной, выставляя себя жертвой. Сам Илья Авербах позиционировал свой фильм, драму о крахе интеллигентских иллюзий о всесилии Добра и самоуверенном и агрессивном всезнайстве нового поколения. Эти поколения оказываются разделены непреодолимой пропастью взаимного непонимания. Фильм был хорошо принят и в нашей стране, и за рубежом, удостоившись рада призов на различных кинофестивалях. Игорь BIN Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|