Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Короткометражная историческая драма "Стенька Разин"
другое название - "Понизовая вольница"

Режиссер: Владимир Ромашков
Сценарист: Василий Гончаров
Операторы: Александр Дранков, Николай Козловский.
Композитор: Михаил Ипполитов-Иванов. Продюсер: Александр Дранков
Российская империя. Производство: Ателье А. Дранкова. 1908

Стенька Разин Первый российский немой художественный фильм продолжительностью 8 минут, поставленный по одному из фрагментов пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница», повествующей об атамане Степане Разине.

Премьера: 15 октября 1908

Герой фильма:
Стенька Разин (Евгений Петров-Краевский)

Рождение российского кинематографа

В начале ХХ века в Россиской империи стали повляться зарубежные киноленты, вызвавшие широкий интерес среди населения. Это послужило поводом к появлению российского кинематографа. Поначалу снимались исключительно документальные короткометражки. Летом 1907 года кинопредприниматель Александр Ханжонков предпринял попытку поставить первый российский игровой фильм под названием «Палочкин и Галочкин». Однако съёмки так и не были завершены. Наконец, в 1908 году вышел фильм режиссёра Владимира Ромашкова «Стенька Разин». Он-то и стал первой отечественной художественной кинокартиной. С этой 8-минутной кинозарисовки началась история российского игрового кинематографа.

Замысел фильма родился у Василия Гончарова, автора пьесы «Понизовая вольница», написанной им по мотивам сюжета знаменитой песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Надо отметить, что его идея была поддержана не сразу. Союз драматических и музыкальных писателей, куда он обратился с просьбой о сохранении своих авторских прав на сценарий, ответил ему отказом. Там к синематографу относились весьма критически, не только не считая это искусством, но и полагая, что он наносит вред «настоящим театральным предприятиям».

Стенька РазинА вот кинопредпринимателя Александра Дранкова Гончарову долго убеждать не пришлось. Тот подхватил идею экранизировать один из фрагментов пьесы. Режиссёром картины выступил Владимир Ромашков, а для съёмок были привлечены актёры из труппы Петербургского народного дома. В их числе был и Евгений Петров-Краевский, которому досталась главная роль Степана Разина. Выбор оказался удачен – актёр внешне очень соответствовал своему герою. Всего же в этом коротеньком фильме было задействовано 150 (!) человек массовки.

Фильм снимался не в павильоне, а на озере Разлив. Тем не менее, общее ощущение театрализованности в картине присутствует, что вполне соответствует кинематографу того времени. Создателям удалось вместить в 8 минут шесть эпизодов. Зрители последовательно становятся свидетелями разгула казаков на Волге, пира на берегу, танца княжны, недовольства казаков княжной, подлога с письмом и легендарной финальной сцены, когда Стенька Разин бросает княжну в море.

Премьере фильма «Стенька Разин» предшествовала рекламная компания, организованная с размахом и помпой. Первый показ был организован 15 октября 1908 года. А на рождественские праздники фильм продемонстрировали в городском манеже на огромном натянутом экране, что позволило посмотреть его сразу нескольким сотням человек. Дл того времени – беспрецендентный случай. Показ фильма сопровождался народной песней «Стенька Разин», исполняемоу большим синодальным хором в сопровождении оркестра. Дирижировал Михаил Ипполитов-Иванов.

Зрители были в восторге от фильма. Положительно встретили картину и критики, отметив интересный сюжет, прекрасно снятые виды, масштабность затраченных среств и посетовав лишь на слишком короткую продолжительность.

Современный зритель, даже не будучи профессионалом, безусловно, отметит и крайне примитивную режиссуру, и слабую операторскую работу, заключающуюяся лишь в общих планах, и отсутствие какой-либо актёрской игры, и общую наивность и псевдоисторичность ленты. Однако подходить с современными критериями к фильмам тех лет никак нельзя. А «Стенька Разин» и вовсе в этом плане находится вне критики – он был первым, он ознаменовал начало новой эпохи, и этим уже всё сказано.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.