1976 Мама
1979 Камертон
1981 Восточный дантист
1981 Отпуск за свой счет
1983 Приключения Маленького Мука
1985 Русь изначальная
1990 Рок-н-ролл для принцесс
1990 Такси-блюз
1991 Блуждающие звезды
1991 След дождя
1991 Стару-ха-рмса
1992-94 Азбука любви - сериал
1993 Маленькие человечки большевистского переулка, или хочу пива
1994 Нимб
1995 Ширли-мырли
1996-97 Клубничка. Певица
1997 Волшебный портрет
1997 Графиня Де Монсоро - сериал
1997 Что сказал покойник?- сериал
1998 Любовь зла
1998 Притяжение солнца
1999 Директория смерти. Законы природы
2000 Курортный роман. Чары
2002 Женская логика - 2 - сериал
2004 Бальзаковский
возраст, или Все мужики сво...- сериал
2005 Бальзаковский
возраст, или Все мужики сво... 2- сериал
2007 Театр Луны, или Космическая дурочка 13.28
2007 Агония страха
2008 Река-море
2008 Очень русский детектив
2009 Участковая - сериал
2009 Журов - сериал
2010 Однажды в милиции - сериал
2010 Глухарь. "Снова Новый!"
2011 Судья Савельева - короткометражный
2013 Петр Лещенко
2013 История арканарской резни / Трудно быть Богом
ГЕРЧАКОВ
Евгений Аркадьевич
Родился 31.07.1949
Заслуженный артист России
Лауреат Приза за исполнение лучшей женской роли на фестивале "Киношок"
(1992, за фильм "Стару-Ха-Рмса")
ЦТСА
Евгений Герчаков в 1972 году окончил факультет актеров театра музыкальной комедии
Музыкального училища имени Гнесиных, где занимался в мастерской Л.Михайлова. Начинающему
артисту прочили карьеру опереточного комика с широким диапазоном - "комика
с голосом". Однако вместо оперетты Герчаков внезапно оказался в Центральном
театре Советской Армии. В театр он пришел по приглашению самого руководителя -
Андрея Попова. Так Евгений стал драматическим актером.
В ЦТСА Евгений Герчаков проработал до 1982 года. О своей работе там он рассказывает:
"Театр Армии - это большая школа жизни, государство в государстве, причем
под охраной Министерства обороны. Находясь там, я учился выживать. Меня там гнобили,
когда увидели, что я что-то из себя представляю. Петр Наумович Фоменко, у которого
я сыграл одну из "пулевых" ролей в спектакле "Экзамены никогда
не кончаются", мне сказал: "Женя, тебя будут долбать по полной программе".
И это было все. Театр Армии всегда делился на кланы, я же не примыкал ни к одному
из них. И правильно делал".
Дебют в кино
Первая роль Евгения Герчакова в кино - Баран в музыкальной сказке "Мама",
поставленной в 1976 году. Фильм стал по сути веселым мюзиклом, в котором главные
партии исполняли Михаил Боярский и Людмила Гурченко. Не затерялся среди именитых
актером и Евгений Герчаков - не зря ему прочили карьеру опереточного комика.
Однако в последующие пятнадцать лет Герчаков снимался крайне редко. За этот
период не наберется и десятка ролей в кино. Среди редких работ - роли в музыкальной
комедии "Восточный дантист" (1981), комедии "Отпуск за свой счет"
(1981), музыкальной сказке "Приключения маленького Мука" (1983).
"Эрмитаж"
В 1982 году Евгений Герчаков покинул Театр Армии. Он был приглашен главным
режиссером Михаилом Левитиным в театр "Эрмитаж". На сцене этого театра
актер проработал до 1992 года, создав лучшие свои роли. Он выступал в пьесах по
Маркесу, Моравиа, Олеше, Мопассану, Хармсу, Оффенбаху.
Очень интересна его работа в спектакле "Хармс! Чармс!Шардам! или Школа
клоунов" по произведениям Даниила Хармса. С актрисой Л. Полищук в роли прекрасной,
несравненной Марьи Ивановны они разыгрывают лирический дуэт столь страстный, что
из уст влюбленных то и дело с грохотом падают молотки, вроде тех, с которыми вечно
возятся невропатологи… Как признается сам актер, он благодарен Левитину именно
за то, что тот открыл для него Хармса.
В "Эрмитаже" Евгений Герчаков играл в драме, клоунаде, музыкальной
комедии, в трагических сюжетах, поставленных Левитиным. В спектакле "Хроника
широко объявленной смерти", созданном по произведениям современных писателей,
у Герчакова было две роли: Туллио по рассказу А. Моравиа "Приказывай, я подчиняюсь"
и Кристо Бедойя по повести Маркеса "История одной смерти, о которой знали
заранее".
Вот как описывалась роль Кристо Бедойя в журнале "Театрально-концертная
Москва" (1986): "Герчаков не играет свою роль, а танцует - так построено
действие. Его движения полны осторожности, страха, стыда. Он танцует завороженно,
бесшумно, он будто загипнотизирован музыкой, в то время, как происходит убийство,
которое можно было легко предотвратить".
Также несколько ролей Герчаков сыграл в спектакле "Здравствуйте, господин
де Мопассан" (представлении, сочиненном Левитиным по произведениям Ги де
Мопассана).
Одной из лучших работ актера стала роль папаши Нонанкура в спектакле "Соломенная
шляпка" Э. Лабиша. Вновь выдержка из "Театрально-концертной Москвы":
"У папаши Нонанкура - Е. Герчакова - "старого дикобраза", оголтелого
жреца миртового деревца - временами не гнутся ноги, а иногда он невозмутимо шагает
через головы самой почтенной публики. Безумный старец отплясывает канкан, зависая
в воздухе вопреки законам гравитации. Он чувствует себя одинаково вольно и в дамском
пеньюаре, и во фраке из золотой парчи. Легкость импровизаций, уморительная мимика,
акробатические соло - все козыри легкого жанра во власти исполнителя".
А вот что писал журнал "Театральная жизнь": "Господин Нонанкур
(Е. Герчаков) - мастер совершенно особой актерской школы, что издавна и исподволь
пестовал Левитин. Мастер театральной пластики, виртуозной стихии гротеска, позволяющего
строить образ за пределами бытового правдоподобия. Он ищет точные "деревенско-провинциальные"
штрихи роли, не лишает ее причудливой контрастности красок - от добродушной сентиментальности
до одуряющего спесивого самодовольства".
О Герчакове говорили: "Он человек-парадокс, оперный голос, гуттаперчивая
пластика. С одинаковым блеском может сыграть деревенскую няньку, коня по прозвищу
Холстомер или царя Эдипа. Он актёр без возраста".
Кино. 90-е годы
С начала 90-х пришел успех и в кино. Самой большой удачей стала роль старухи
в сюрреалистической гротесковой фантазии Вадима Гемса "Стару-ха-рмса"
(1991), поставленной по повести Даниила Хармса. За эту работу Герчаков в 1992
году получил на кинофестивале "Киношок" Приз в категории "Лучшая
ЖЕНСКАЯ роль".
В других картинах того времени Евгений Герчаков появлялся преимущественно в
ролях второго плана. Но, тем не менее, благодаря своей внешности и искрометной
игре он неизменно запоминался зрителю. Так в знаменитой комедии Владимира Меньшова
"Ширли-Мырли" (1995) он сыграл директора оркестра, в телесериале "Графиня
де Монсоро" (1997) - Бономэ, а в сериале "Что сказал покойник"
(1997) - тюремщика Гвидо.
Театр сегодня
Еще в 1992 году Евгений Аркадьевич ушел из "Эрмитажа". Он уехал в
заграничный вояж, сыграв в Женеве роль Фрейда на французском языке. Вернувшись,
пытался организовать свой частный театр. После одной, впрочем, успешной постановки
- "Путешествие Вениамина III в Святую землю", это дело было прекращено.
Сегодня, оставаясь внутренне свободным, Герчаков все же "приписан"
к Театру Луны, занят в нескольких спектаклях. В Театре "У Никитских ворот"
он играл Холстомера в спектакле "История лошади". Одержим желанием и
собственных постановок - мечтает об "Амоке" С.Цвейга и мюзикле "Серенада
солнечной долины" Г.Миллера.
На вопрос, почему он несколько раз менял театры, и вообще, должен ли актер
"блуждать", Евгений Аркадьевич отвечает: "Обязательно должен. То-то
и оно, что мои метания не от беды и не с горя. Самый народный и перенародный артист,
существуя 30 - 40 лет в одном театре, похожей режиссерской эстетике, закономерно
обрастает штампами, причем ужасными. Актер становится все более великим, а смотреть
на него уже нельзя. Тому масса примеров. И я это еще молодым человеком понял.
Знаете, иногда внутри тебя начинает звучать какой-то подсознательный колокольчик
- и я ухожу куда-нибудь в другое место, чтобы очищаться".
Личная жизнь
В первом браке Евгений Герчаков прожил со своею женой Натальей 14 лет.
Летом 2004 года 55-летний Евгений Герчаков вновь вступил в брак. Его новая
жена Оксана на 27 лет моложе актера.
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Евгений Герчаков http://actors.km.ru;
Евгений Герчаков, http://ermitazh.theatre.ru;
"Его характеры" ("Театрально-концертная Москва" № 6 от 6.02.1986);
"Семейство Нонанкуров в "Эрмитаже"" ("Театральная жизнь"
№ 1, январь 1986);
Ирина Алпатова, "Евгений Герчаков: Артист с комплексом полноценности"
http://www.kultura-portal.ru:
Алина Кешокова, "Евгения Герчакова взяли в мужья из жалости" ("Московский
Комсомолец" от 06.08.2004);
Фото Владимира Мышкина http://knyazmyshkin.narod.ru