1980 Юность Петра
1980 В начале славных дел(СССР, ГДР)
1980 О бедном гусаре замолвите слово
1980 Гражданин Лёшка
1981 Рожденные бурей
1987 Мир дому твоему - фильм-спектакль
1987 Дом с привидениями
1989 Биндюжник и король
1990 Неизвестные страницы из жизни разведчика
1990 Мария Магдалина
1994 Зона Любэ
1995 Ширли-мырли
1996 Короли российского сыска
1999 Поклонник
2000 Свадьба
2000 Ростов-папа
2000 Маросейка, 12
2000 Истинные происшествия, или Безумный день монтёра (Россия, Азербайджан)
2001 Русский водевиль
2001 Пятый угол
2001 На углу у Патриарших-2
2001 Клетка
2001-2002 FM и ребята
2002 Русские амазонки
2002 Дронго
2002 Дневник убийцы
2002 В движении
2003 Спас под берёзами
2003 Постельные сцены
2003 Пан или пропал
2003 Замыслил я побег
2003 В июне 41-го
2004 Усадьба
2004 Узкий мост
2004 Против течения
2004 Даша Васильева. Любительница частного сыска -3
2004 Водитель для Веры
2005 Крупногабаритные
2005 Золотые парни (Россия, Украина)
2005 Бриллианты для Джульетты
2005 Бедные родственники
2006 Такси для ангела (Россия, Украина)
2006 Папараца
2006 Охота на гения
2006 Капитанские дети
2006 Изображая жертву
2006 Андерсен. Жизнь без любви
2006-2007 Ангел-хранитель (Украина)
2007 Ты сверху, я снизу
2007 Служба доверия
2007 Ситуация 202 (Россия, Украина)
2007 Свадьба
2007 Откройте, Дед Мороз!
2007 Кука
2007 Иго любви
2007 Иван Подушкин. Джентльмен сыска-2
2007 Давай поиграем (Украина)
2008 Не пытайтесь понять женщину
2008 Моя любимая ведьма
2008 Лёд в кофейной гуще (Украина)
2008-2012 Обручальное кольцо
2009 Человек с бульвара КапуциноК
2009 Счастливый конец
2009 Суд
2010 Цветок дьявола
2010 Луч на повороте
2010 Зайцев, жги! История шоумена
2010 Если небо молчит
2011 Пять невест
2011 Откройте, это я
2011 Атомный Иван
2012 Петрович 2012 Мамы
2012 Шлюха - короткометражный
2013 Друзья друзей
2014 Крылья 2014
Мама дарагая
ГОЛУБ
Марина Григорьевна
08.12.1957, Москва - 09.12.2012, Москва
Заслуженная артистка России (1995)
Лауреат премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» за роль Вассы Железновой
в одноименном спектакле
Родители
Марина Голуб родилась 8 декабря 1957 года в Москве. Ее мама Людмила Голуб была
актрисой. В свое время она играла в театре им. Н. В. Гоголя, затем выступала в
Москонцерте. Приемный отец Марины полковник ГРУ Григорий Ефимович Голуб (в прошлом
военный разведчик) работал в разных сферах: служил консулом в Финляндии, затем
был директором мебельного магазина, работал в московском управлении культуры,
в московском райкоме партии.
Мама Марины, хорошо знакомая с миром театра, отговаривала дочь от актерской
стези. Но Марина осталась непреклонной. В 1975 году она окончила среднюю школу
№ 33 и поступила в Школу-студию МХАТ на курс В.Манюкова. Так начался ее путь в
искусстве.
Эстрада, театр, кино
В 1979 году Марина Голуб окончила Школу-студию МХАТ. На своем курсе она считалась
одной из лучших. Удачные дипломные спектакли, аплодисменты, хвалебные статьи…
Однако, когда дошла очередь до трудоустройства, начинающая актриса вдруг оказалась
никому не нужной. То поколение актеров было очень сильным, талантливым, и театры
были просто переполнены талантливой молодежью. К тому же Марина Голуб, слишком
яркая, характерная, эксцентричная, не очень вписывалась в рамки официального театра.
И тогда она по совету мамы пошла работать в эстраду.
С 1979 по 1981 год Марина Голуб работала в отделе сатиры и юмора Москонцерта.
Она вспоминала: «У меня был отрывок по Айтматову «Материнское поле». Выходя на
эстраду, я объявляла: «Материнское поле», и в зале сразу такое гробовое «у-у-у-у».
Но когда кончила читать, попросили на бис, и вот тогда я поняла, что что-то смогла.
Два года я работала на эстраде, ездила с концертами, вела их…»
В 1981 году Константин Райкин покинул «Современник» и приступил к набору молодежной
труппы на спектакль «Лица», которая потом стала ядром нового театра «Сатирикон».
В числе тех, на кого обратил внимание Райкин, оказалась и Марина Голуб. В «Сатириконе»
она проработала до 1987 года.
Параллельно Марина Голуб периодически снималась в кино, исполняя эпизодические
роли. Самой заметной киноработой тех лет является роль Верки в дилогии «Юность
Петра» - «В начале славных дел».
В 1987 году был организован Московский еврейский театр «Шалом», художественным
руководителем которого стал Александр Левенбук. Левенбук хорошо знал маму Марины
Голуб, видел саму Марину в спектакле «Лица» и потому пригласил ее в свою труппу.
Марина Голуб вспоминала: «Со спектаклем «Поезд за счастьем» мы объездили полмира,
колесили по лучшим городам нашей страны. Какие это были зрители! Какой успех!
Но для этого театра очень была важна оригинальная драматургия. Ее становилось
все меньше и меньше. И как-то все постепенно-постепенно ушло…»
«Сатирикон», «Шалом», редкие роли в кино эпизодического плана. Годы шли, а
известность не приходила. Порой бывали моменты отчаяния, но мыслей бросить профессию
не приходило. Марина Голуб рассказывала: «Во-первых, я благодарна Богу и карме:
я оптимистка, и мне в состоянии отрицаловки находиться безумно тяжело - начинаю
болеть. Я оптимистка, я веселая. Но умею и плакаться. Ведь бывали моменты, когда
я работала в ресторане, где сидят пьяные люди, которым вообще ничего не нужно.
<…> Но помню, что я все время билась, билась как рыба об лед».
Телевидение
В 90-е годы помимо работы в театре Марина Голуб начала свою деятельность на
телевидении. Сначала она вела передачу «Праздник каждый день», сама писала сценарии,
исполняла все роли, и ждала такой передачи, где можно полностью проявиться. Вскоре
такой шанс выпал.
Как-то раз Олег Марусев пригласил Марину поучаствовать в телеигре «Пойми меня».
Там-то она и попалась на глаза Анатолию Малкину, генеральному продюсеру АТВ, и
Кире Александровне Прошутинской. В то время на ОРТ задумывался всероссийский конкурс
русской частушки, нужна была ведущая. Стоит заметить, что конкуренция на эту роль
была огромная, но стоило только попробоваться Марине Голуб, как все сомнения отпали.
Это – она!
Передача, получившая название «Эх, Семеновна!», стала популярной среди определенной
части зрителей. На конкурс съезжались люди со всех уголков страны, поражая своей
непосредственностью и юмором. Важную роль в успехе программы сыграла и сама Марина
Голуб, великолепно, органично вписавшись в стиль этого проекта. Стоит отметить,
что не всем программа была по душе. У многих она вызывала неприятие, ведь юмор
участников нередко опускался «ниже пояса», нецензурные слова приходилось «запипиковать».
На это сама Марина Голуб замечала: «Да, иногда бывает крепко, даже пошловато.
Но, по-моему, ничего страшного в этом нет. Частушка - художественный образ».
Поворот в жизни
Актерская судьба Марины Голуб резко изменилась с началом нового века. В 2000
году она сыграла хозяйку корчмы в спектакле британского режиссера Деклана Доннеллана
«Борис Годунов» (постановка Международной Конфедерации Театральных союзов). Спектакль
имел большой успех Франции, на Авиньонском фестивале. А после представления к
Марине Голуб подошла знаменитая французская актриса Жюльет Бинош и сказала: «Вы
актриса с таким диапазоном! Это фантастика!»
В том же году Марина Голуб, наконец, встретила «своего» режиссера - Кирилла
Серебренникова. Она снялась у него в сериале «Ростов-папа», сыграв роль Вали.
Затем были работы в нашумевших спектаклях «Пластилин» и «Терроризм». В «Пластилине»
Голуб сыграла дряхлую, трясущуюся старушку. Поначалу кандидатура Марины на эту
роль не рассматривалась, просто Серебренников попросил ее найти нужную актрису.
Она честно искала, а не найдя предложила: «Давай я попробую сыграть». В итоге
получилась блестящая работа.
В 2002 году Марину Голуб приняли в труппу МХТ имени Чехова. То, о чем она мечтала
всю жизнь, свершилось. Сама актриса по этому поводу философски говорила: «Судьба,
значит, вот такая, что все пришло ко мне через 20 лет - ни раньше, ни позже...»
В 2004 году на сцене МХТ состоялись премьеры спектаклей Кирилла Серебренникова
«Изображая жертву» и «Тартюф». В первом Марина Голуб сыграла Мать, во втором –
Дорину. А год спустя она исполнила роль Гертруды в «Гамлете» режиссера Юрия Бутусова.
К тому времени Марина Голуб уже стала очень известной…
Кино, театр, телевидение. Последние годы
Так называемые «нулевые» годы стали звездным пиком в творчестве Марины Голуб.
Работы в театре, на телевидении, многочисленные роли в кино. Судьба словно расплачивалась
с актрисой на годы безвестности.
Кинематографисты, словно прозрев, стали наперебой приглашать актрису в свои
картины. Были главные роли, но чаще второго плана. Впрочем, всем известна истина,
что не бывает маленьких ролей, есть маленькие актеры. Каждое свое появление на
экране Марина Голуб превращала в праздник, в шоу, излучая радость и оптимизм.
При этом актриса всегда проявляла чувство меры, не перетягивая на себя одеяло.
Среди киноработ Марины Голуб в последнее десятилетие жизни стоит отметить: госпожу
Лазурскую в сериале Кирилла Серебренникова «Дневник убийцы», Леру в сериале «Узкий
мост», Беллу в комедии «Бедные родственники», детектива Аглаю Канунникову в фильме
«Такси для ангела», хозяйку гостиницы Эвелину Львовну в сериале «Ангел-хранитель»,
Ярославу Георгиевну в фильме «Свадьба», коменданта Галину Никишину в комедии «Пять
невест».
На телевидении Марина Голуб некоторое время вела передачу «Утренняя почта»,
а с 2010 года являлась одной из ведущих проекта «Девчата» на телеканале «Россия».
Большой актерской удачей сама Марина считала роль Вассы в спектакле «Васса
Железнова», постановка которого была осуществлена в 2010 году на сцене МХТ. Ведь
до этого ее воспринимали исключительно как характерную, гротесковую актрису, не
боящуюся выглядеть смешной, а здесь Марина Голуб, неожиданно для всех, раскрыла
свой мощный драматический потенциал.
Марина Голуб рассказывала: «Роль Вассы Железновой – большой подарок в моей
жизни. Я смогла в ней воплотить то, о чем мечтала. Это роль моей судьбы. И она
очень современная. Я играю сегодняшнюю женщину, со всеми обстоятельствами. Хочу
признаться, что режиссер спектакля Илья Эренбург поначалу не собирался со мной
работать. В данном случае я проявила некую волю, жесткость и терпение. И сделала
так, что стала с ним работать. И режиссер меня не просто услышал, он меня почувствовал».
Личная жизнь
За свою жизнь Марина Голуб трижды была замужем. Первый брак за предпринимателем
Евгением Тройниным оказался коротким. Но зато Марина родила дочь Настя, а с бывшим
мужем после расставания сохранила дружеские отношения.
Со вторым мужем, актером Вадимом Долгачевым, Марина Голуб познакомилась, когда
пришла в «Сатирикон». И прожила с ним ровно столько, сколько в «Сатириконе» работала.
Самым долгим оказался третий брак с актером Анатолием Белым – пятнадцать лет.
Познакомились они в театре «Шалом», затем вместе работали в МХТ.
Трагедия
Марина Голуб ушла из жизни на пике своей популярности. Обидно и нелепо. 9 октября
2012 года она села в машину своего знакомого «Хендай» и поехала домой. На пересечении
улицы Лобачевского и проспекта Вернадского в их машину врезался «Кадиллак». Марина
Голуб и водитель «Хендай» погибли на месте.
Марина Голуб была кремирована. Захоронение праха состоялось 18 октября 2012
года на Троекуровском кладбище.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Марина Шимадина, «Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро», «Известия»;
«Марина Голуб: Семеновной я стала с легкой руки Киры Александровны», «Антенна»,18
июня 2001;
Милявская, «Марина Голуб: Для разрядки бросаюсь сервизами», www.sem40.ru;
Марина Райкина, «Летите, ГОЛУБы, летите! », www.sem40.ru;
Рита Болотская, «Много лет мечтала о МХАТе», «Собеседник»;
Ирина Миличенко, «Боюсь слабых мужчин!», газета «Новая»;
Елена Милиенко, «Важно не просто плыть по жизни, а самому делать ее», «Новые Известия»