Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Татьяна Гурецкая_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Татьяны Гурецкой

Фильмография:

1921 Деревня на переломе - короткометражный
1925 Чудесная книжка
1926 Братишка - короткометражный
1927 Ордер на жизнь
1927 Турбина № 3
1927 Водоворот
1928 Право на жизнь
1928 Мятеж
1928 Кузня Уть - короткометражный
1928 Два броневика
1930 Поворот
1931 Зыбун
1932 Встречный
1932 Друзья совести
1934 Чудо
1934 Дважды рождённый
1935 Три товарища
1936 На отдыхе
1936 Вратарь
1938 Профессор Мамлок
1940 Возвращение
1941 Встреча
1941 Боевой киносборник №2
1942 Парень из нашего города
1947 Поезд идёт на восток
1947 Весна
1948 Суд чести
1948 Последний этап (Польша)
1949 У них есть Родина
1954 Аттестат зрелости
1956 Поэт
1957 Ночной патруль
1957 К Чёрному морю
1957 Звёздный мальчик
1957 Девушка без адреса
1958 В дни Октября
1958 Девушка с гитарой
1958 Жених с того света - короткометражный
1958 Стучись в любую дверь
1958 У тихой пристани
1959 Горячая душа
1959 Колыбельная
1959 Отчий дом
1960 Первое свидание

ГУРЕЦКАЯ
Татьяна Ивановна

12.01 (25.01).1904, Ахалцых, Тифлисская губерния – 21.10.1983, Москва

Заслуженная артистка РСФСР (1935)

Детство и юность

Татьяна Гурецкая родилась 3 декабря 1904 года в городке Ахалцых Тифлисской губернии в семье полковника русской армии, служившем в артиллерийских войсках. Позже семейство Татьяны перебралось в Смоленск, где и прошло её детство. Это были непростые годы – Первая мировая война, две революции, Гражданская война…

С юных лет Татьяна проявляла артистические способности. Девочка с удовольствием участвовала в самодеятельных постановках. В 17 лет, будучи школьницей, она впервые снялась в кино, исполнив эпизодическую роль крестьянской девушки в короткометражном фильме «Деревня на переломе».

В 1922 году Татьяна Гурецкая окончила советскую школу II ступени №8 в Смоленске. После этого она устроилась работать инструктором физкультуры Совета физкультуры Смоленска, но мечта стать актрисой не покидала её.

Кинокарьера в 20-е годы

В 1924 году Татьяна Гурецкая приехала в Ленинград и поступила на вечерний факультет в техникум экранного искусства. В свободное время девушка работала машинисткой в комиссии помощи инвалидам войны.

Проучиться ей удалось лишь два года – затем техникум закрыли. Однако в это время она успела сняться в небольших ролях в агитфильме «Чудесная книжка» (жена рабочего) и короткометражной комедии «Братишка» (кондукторша). Так что начало актёрской карьере было положено.
 
За первыми работами последовали другие. В 1927 году режиссёр Семён Тимошенко доверил молодой актрисе одну из центральных ролей в драме «Ордер на жизнь», повествующей о диверсии на элеваторе. Татьяна сыграла сестру колхозника Сергея Колотилина Веру, которой удаётся изобличить организатора преступления и виновника гибели её брата.

В том же году Татьяна Гурецкая снялась ещё в одной ленте Семёна Тимошенко – производственной драме «Турбина №3», поставленной по роману Фёдора Гладкова «Цемент» и рассказывающей о строительстве Волховской гидроэлектростанции. Актриса исполнила главную женскую роль работницы Марии.

Обе ленты были поставлены на киностудии «Совкино» (позднее – знаменитый «Ленфильм»). Успешные работы позволили Татьяне Гурецкой стать штатной актрисой киностудии. С этого момента она стала много сниматься. Так она сыграла Машу в революционном фильме «Два броневика», Наю Фурманову в драме «Мятеж», Ксану Гусеву в производственной драме «Право на жизнь», Дашу в драме «Поворот». К сожалению, практически все вышеперечисленные фильмы с участием Гурецкой не сохранились.

30-е годы - расцвет творчества

Начало 30-х годов ознаменовалось появлением звукового кино (первым звуковым фильмом стала приключенческая драма «Путёвка в жизнь» 1931 года). Далеко не всем актёрам немого кино получилось адаптироваться в новых реалиях. Татьяна Гурецкая вполне благополучно перешла из одного формата в другой. В 1932 году она снялась в первом звуковом фильме, поставленном в жанре производственной драмы – «Встречный». Кинокартина была приурочена к пятнадцатой годовщине Октябрьской революции, а сюжет строился на производственных отношениях работников турбинного завода. Татьяна Гурецкая сыграла главную женскую роль – Катю, работницу завода и любимую девушку начальника цеха Ильина (эту роль исполнил Андрей Абрикосов). Данный фильм заложил основы жанра производственной драмы, впоследствии культивируемого в отечественном кинематографе.

30-е годы стали для Татьяны Гурецкой расцветом её кинокарьеры. Свои лучшие роли она сыграла всё у того же Семёна Тимошенко. В известной комедии «Три товарища» (1935) актриса сыграла инструктора райкома Варю. Фильм был очень популярен, а песня «Каховка» из него стала по-настоящему всенародно любимой.

Ещё более знаменитой картиной является спортивная комедия «Вратарь» (1936) – весёлая, оптимистичная история о провинциальном голкипере Антоне Кандидове, ставшем знаменитостью. Роль Кандидова исполнил актёр Григорий Плужник, а Татьяна Гурецкая сыграла главную женскую роль, создав образ обаятельной Груши. И здесь не обошлось без замечательной песни – «Спортивный марш» в нашей стране после выхода фильма знал буквально каждый.

Среди других работ актрисы в 30-е годы можно выделить роли Марины в драме Эдуарда Аршанского «Дважды рождённый (1934, первый звуковой фильм на белорусском языке), лётчицы Маруси в музыкальной комедии Эдуарда Иогансона «На отдыхе» (1936), Анни Вендт в исторической социальной драме «Профессор Мамлок».

Помимо работы в кино Татьяна Гурецкая в 1937-1940 годах служила в Театре Балтфлота.

Годы войны

В 1941 году Татьяна Гурецкая вместе с киностудией «Ленфильм» отправилась в эвакуацию в Алма-Ату. Там она проработала актрисой и ассистентом режиссёра до 1943 года. Гурецкая снялась в небольших ролях в «Боевом киносборнике №2» (расстреливаемая женщина в новелле «Встреча») и мелодраме «Парень из нашего города» (медсестра в госпитале).

Из эвакуации Татьяна Гурецкая вернулась не в Ленинград, а в Москву, поскольку была переведена в киностудию «Мосфильм». Там в 1944 году она работала помощником режиссера и профоргом съемочной группы на знаменитом фильме Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны».

Послевоенная карьера в кино и театре

После войны в Москве открылся Театр-студия киноактёра, и Татьяна Гурецкая вошла в его труппу. Этой сцене она прослужила полтора десятка лет – до самого ухода на пенсию. Среди её работ: миссис Джекобс в спектакле «Остров мира», Кукарникова - «Дети Ванюшина», Рощина - «Три солдата», фрау Швейдлиц - «Софья Ковалевская», Вера Михайловна - «Машенька», Надежда Степановна Каширина - «Сверстники», Паскудина - «Дядюшкин сон».

Параллельно Гурецкая продолжила сниматься в кино, вот только больших ролей ей уже не предлагали. Но даже в маленьких ролях она была заметна, создавая самые разноплановые образы: от добрых, мягкосердечных матерей до надменных дам. Её лучшими работами этого периода стали: тётя Валентина Листовского в молодёжном фильме «Аттестат зрелости» (1954), тётя Маленькой госпожи в сказке «Звёздный мальчик» (1957), Мария Кречетова, жена комиссара в детективе «Ночной патруль» (1957), модельер в комедии «Девушка без адреса» (1957), Анна Николаевна Федосова в музыкальной комедии «Девушка с гитарой» (1958), служащая КУКУ в короткометражке «Жених с того света» (1958), Елена Скворцова, приёмная мать Тани в мелодраме «Отчий дом» (1959).

Свою последнюю корь в кино Татьяна Гурецкая сыграла в 1960 году – мать Мити Казакова в мелодраме режиссёра Искры Бабич «Первое свидание». Больше актриса не снималась.

Личная жизнь

Татьяна Гурецкая прожила долгую и счастливую семейную жизнь с единственным любимым супругом - оператором и режиссёром документальных фильмов Василием Беляевым.

Игорь BIN

Использованные материалы:
материалы Википедии

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.