ГУРЕЦКАЯ
Татьяна Ивановна
12.01 (25.01).1904, Ахалцых, Тифлисская губерния – 21.10.1983, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1935)
Детство и юность
Татьяна Гурецкая родилась 3 декабря 1904 года в городке Ахалцых Тифлисской губернии в семье полковника русской армии, служившем в артиллерийских войсках. Позже семейство Татьяны перебралось в Смоленск, где и прошло её детство. Это были непростые годы – Первая мировая война, две революции, Гражданская война…
С юных лет Татьяна проявляла артистические способности. Девочка с удовольствием участвовала в самодеятельных постановках. В 17 лет, будучи школьницей, она впервые снялась в кино, исполнив эпизодическую роль крестьянской девушки в короткометражном фильме «Деревня на переломе».
В 1922 году Татьяна Гурецкая окончила советскую школу II ступени №8 в Смоленске. После этого она устроилась работать инструктором физкультуры Совета физкультуры Смоленска, но мечта стать актрисой не покидала её.
Кинокарьера в 20-е годы
В 1924 году Татьяна Гурецкая приехала в Ленинград и поступила на вечерний факультет в техникум экранного искусства. В свободное время девушка работала машинисткой в комиссии помощи инвалидам войны.
Проучиться ей удалось лишь два года – затем техникум закрыли. Однако в это время она успела сняться в небольших ролях в агитфильме «Чудесная книжка» (жена рабочего) и короткометражной комедии «Братишка» (кондукторша). Так что начало актёрской карьере было положено.
За первыми работами последовали другие. В 1927 году режиссёр Семён Тимошенко доверил молодой актрисе одну из центральных ролей в драме «Ордер на жизнь», повествующей о диверсии на элеваторе. Татьяна сыграла сестру колхозника Сергея Колотилина Веру, которой удаётся изобличить организатора преступления и виновника гибели её брата.
В том же году Татьяна Гурецкая снялась ещё в одной ленте Семёна Тимошенко – производственной драме «Турбина №3», поставленной по роману Фёдора Гладкова «Цемент» и рассказывающей о строительстве Волховской гидроэлектростанции. Актриса исполнила главную женскую роль работницы Марии.
Обе ленты были поставлены на киностудии «Совкино» (позднее – знаменитый «Ленфильм»). Успешные работы позволили Татьяне Гурецкой стать штатной актрисой киностудии. С этого момента она стала много сниматься. Так она сыграла Машу в революционном фильме «Два броневика», Наю Фурманову в драме «Мятеж», Ксану Гусеву в производственной драме «Право на жизнь», Дашу в драме «Поворот». К сожалению, практически все вышеперечисленные фильмы с участием Гурецкой не сохранились.
30-е годы - расцвет творчества
Начало 30-х годов ознаменовалось появлением звукового кино (первым звуковым фильмом стала приключенческая драма «Путёвка в жизнь» 1931 года). Далеко не всем актёрам немого кино получилось адаптироваться в новых реалиях. Татьяна Гурецкая вполне благополучно перешла из одного формата в другой. В 1932 году она снялась в первом звуковом фильме, поставленном в жанре производственной драмы – «». Кинокартина была приурочена к пятнадцатой годовщине Октябрьской революции, а сюжет строился на производственных отношениях работников турбинного завода. Татьяна Гурецкая сыграла главную женскую роль – Катю, работницу завода и любимую девушку начальника цеха Ильина (эту роль исполнил ). Данный фильм заложил основы жанра производственной драмы, впоследствии культивируемого в отечественном кинематографе.
30-е годы стали для Татьяны Гурецкой расцветом её кинокарьеры. Свои лучшие роли она сыграла всё у того же Семёна Тимошенко. В известной комедии «Три товарища» (1935) актриса сыграла инструктора райкома Варю. Фильм был очень популярен, а песня «Каховка» из него стала по-настоящему всенародно любимой.
Ещё более знаменитой картиной является спортивная комедия «» (1936) – весёлая, оптимистичная история о провинциальном голкипере Антоне Кандидове, ставшем знаменитостью. Роль Кандидова исполнил актёр , а Татьяна Гурецкая сыграла главную женскую роль, создав образ обаятельной Груши. И здесь не обошлось без замечательной песни – «Спортивный марш» в нашей стране после выхода фильма знал буквально каждый.
Среди других работ актрисы в 30-е годы можно выделить роли Марины в драме Эдуарда Аршанского «Дважды рождённый (1934, первый звуковой фильм на белорусском языке), лётчицы Маруси в музыкальной комедии Эдуарда Иогансона «На отдыхе» (1936), Анни Вендт в исторической социальной драме «Профессор Мамлок».
Помимо работы в кино Татьяна Гурецкая в 1937-1940 годах служила в Театре Балтфлота.
Годы войны
В 1941 году Татьяна Гурецкая вместе с киностудией «Ленфильм» отправилась в эвакуацию в Алма-Ату. Там она проработала актрисой и ассистентом режиссёра до 1943 года. Гурецкая снялась в небольших ролях в «» (расстреливаемая женщина в новелле «Встреча») и мелодраме «Парень из нашего города» (медсестра в госпитале).
Из эвакуации Татьяна Гурецкая вернулась не в Ленинград, а в Москву, поскольку была переведена в киностудию «Мосфильм». Там в 1944 году она работала помощником режиссера и профоргом съемочной группы на знаменитом фильме Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны».
Послевоенная карьера в кино и театре
После войны в Москве открылся Театр-студия киноактёра, и Татьяна Гурецкая вошла в его труппу. Этой сцене она прослужила полтора десятка лет – до самого ухода на пенсию. Среди её работ: миссис Джекобс в спектакле «Остров мира», Кукарникова - «Дети Ванюшина», Рощина - «Три солдата», фрау Швейдлиц - «Софья Ковалевская», Вера Михайловна - «Машенька», Надежда Степановна Каширина - «Сверстники», Паскудина - «Дядюшкин сон».
Параллельно Гурецкая продолжила сниматься в кино, вот только больших ролей ей уже не предлагали. Но даже в маленьких ролях она была заметна, создавая самые разноплановые образы: от добрых, мягкосердечных матерей до надменных дам. Её лучшими работами этого периода стали: тётя Валентина Листовского в молодёжном фильме «Аттестат зрелости» (1954), тётя Маленькой госпожи в сказке «Звёздный мальчик» (1957), Мария Кречетова, жена комиссара в детективе «Ночной патруль» (1957), модельер в комедии «» (1957), Анна Николаевна Федосова в музыкальной комедии «Девушка с гитарой» (1958), служащая КУКУ в короткометражке «Жених с того света» (1958), Елена Скворцова, приёмная мать Тани в мелодраме «Отчий дом» (1959).
Свою последнюю корь в кино Татьяна Гурецкая сыграла в 1960 году – мать Мити Казакова в мелодраме режиссёра Искры Бабич «Первое свидание». Больше актриса не снималась.
Личная жизнь
Татьяна Гурецкая прожила долгую и счастливую семейную жизнь с единственным любимым супругом - оператором и режиссёром документальных фильмов Василием Беляевым.
Игорь BIN
Использованные материалы:
материалы Википедии |