1944 Жила-была девочка
1956 Весна на Заречной улице
1956 Надя - короткометражный
1958-1960 Киевлянка
1959 Любовью надо дорожить
1960 Тайна Димки Кармия
1961 Дрессировщики - короткометражный
1962 Исповедь
1963 Шурка выбирает море
1964 Легкая жизнь
1964 Живет такой парень
1966 Серая болезнь
1974
Ещё можно успеть
ИВАНОВА
Нина Георгиевна
06.01.1934, Москва - 01.12.2020, Москва
Обладатель Бронзовой медали Международного кинофестиваля, проводимого
в Москве в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957)
Дебют в десять лет
Нина Иванова - не профессиональная актриса. В кино она впервые снялась в десять
лет – в военной драме Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка». Картина рассказывала
о ленинградских девочках Насте и Кате, перенесших наравне со взрослыми страшную
блокаду. Нина Иванова сыграла роль Насти, а ее партнершей стала пятилетняя Наташа
Защипина, для которой этот фильм также стал дебютом.
Надо отметить, что Нина была очень ответственной девочкой. Она хорошо училась
в школе, и родители переживали, что съемки в кино могут негативно отразиться на
учебе. Однако после окончания съемок девочка благополучно вернулась к прежней
жизни. Она окончила школу и совершенно не думала связывать свою дальнейшую судьбу
с кино.
«Весна на Заречной улице»
Нина поступила в медицинский институт, и кто знает, как бы сложилась ее жизнь,
если бы не случай. Один знакомый студент ВГИКа предложил Нине сыграть в его дипломной
короткометражке. Там-то ее случайно и увидел режиссер Марлен Хуциев. Девушка ему
понравилась, и он пригласил ее в свою новую картину
«Весна на Заречной улице».
Здесь стоит сделать отступление. Еще два года назад, в 1954 году молодой ВГИКовец
Феликс Миронер написал одноактную пьесу. Позже он переработал ее в киносценарий.
Романтическая история любви молодого сталевара к учительнице вечерней школы понравилась
руководству, и было решено поставить фильм.
Нине Ивановой в картине досталась главная роль - учительницы школы рабочей
молодежи Татьяны Сергеевны. А молодого сталевара Сашу Савченко сыграл 25-летний
Николай Рыбников.
Миронер и Хуциев создали по-настоящему живую и человечную картину. Поэтому
не случайно, что она тут же полюбилась народом, а Нина Иванова и Николай Рыбников
сразу же стали необыкновенно популярны. Восторженные поклонники со всей страны
писали Нине письма, предлагая руку и сердце.
Еще один интересный момент. Дело в том, что у актрисы от природы были непослушные
кудряшки. Так с завитком у виска она и снималась. Этот завиток восторженные поклонницы
нарекли «локоном страсти». Многочисленные модницы конца 50-х старались сделать
себе такую же прическу, накаляя на плите вилку и нещадно сжигая волосы.
Любовь
Возможно, создать яркий и запоминающийся образ Татьяны Сергеевны помогла вспыхнувшая
любовь между Ниной Ивановой и оператором Радомиром Василевским. Как бы то ни было,
но создатели картины вспоминают, что «камера смотрела на нее влюбленными глазами».
Сразу же после завершения съемок Василевский и Иванова сыграли свадьбу и переехали
жить в Одессу. «Мы с ними соседствовали на лестничной клетке, - вспоминает Вадим
Костроменко, директор музея Одесской киностудии. - Однажды прихожу в гости: Нина,
раскинув руки как птица, лежит на полу, а Радик очерчивает ее фигуру мелком. «Буду
шить жене модную пижаму!» Помню, я даже завидовал их отношениям, в них была такая
весенняя легкость. Интеллигентный Радик и улыбающаяся, солнечная Ниночка…»
Другие работы в кино
Казалось бы, что после такого успеха актрисе была обеспечена замечательная
карьера. Однако все сложилось иначе. Конечно, Нину Иванову не раз и потом приглашали
в кино. Но все последующие роли все равно не дотягивали до той, звездной. Специалисты
считали, что виновато отсутствие сильной актерской школы - ведь Нина Иванова не
была профессиональной актрисой.
Вслед за «Весной на Заречной улице» Иванова снялась в трилогии известного украинского
режиссера Тимофея Левчука - «Киевлянка» (1-й и 2-й фильмы) и «Наследники». В этих
фильмах Нина сыграла символическую роль - девушки, родившейся в ночь на 7 ноября
1917 года и росшей вместе с новой властью. Но фильм не имел успеха и в последствии
канул в Лету.
Такая же судьба постигла и мелодраму Сергея Сплошнова «Любовью надо дорожить»,
вышедшей на экраны в 1959 году. Здесь Иванова сыграла главную роль девушки Тони,
которую обвиняют в нечестном поступке, после чего она решает уехать на далекую
стройку.
Затем последовали небольшие роли в киноповести Василия Шукшина «Живет такой
парень» (1964), комедиях Вениамина Дормана «Легкая жизнь» (1966) и Якова Сегеля
«Серая болезнь» (1966). Снявшись в картине «Серая болезнь», Нина Иванова приняла
решение оставить актерскую профессию.
Дальнейшая судьба
К тому времени произошли перемены и в личной жизни актрисы. Нина Иванова развелась
с мужем. В середине 60-х она вернулась в Москву и устроилась работать ассистентом
режиссера на студию имени Горького.
Почему распался их брак? Кто знает… Впоследствии Радомир Борисович Василевский
был женат еще дважды. Но детей у него не было, хотя он очень хотел их иметь.
С середины 60-х Василевский занялся режиссерской деятельностью. Он поставил
фильмы «Рассказы о Кешке и его друзьях», «Ипподром», «Четыре – ноль в пользу Танечки»,
«Рок-н-ролл для принцесс» и др. Последняя его работа - философская притча-сказка
«Как казак за счастьем ходил» - была отмечена премией имени Ганса-Христиана Андерсена.
Умер Радомир Василевский в 99-м году.
Нина Иванова проработала на Киностудии имени Горького до конца 80-х. Когда
для кинематографа наступили трудные времена, она стала работать старшей медсестрой
в больнице.
Так, некогда знаменитая на всю страну актриса исчезла из поля зрения. Многие
считали, что ее давно уже нет в живых. В 2001 году ее встретил тележурналист Роман
Побединский: «Так вышло, что я делал цикл передач о забытых именах и чудом нашел
ее адрес. Нина Иванова наотрез отказалась от съемки, от любой помощи, слышать
не хотела об интервью. Мы встретились мельком, возле метро. Седоватая и скромно
одетая женщина с незнакомым лицом подошла ко мне. Мы поговорили пять минут. Она
живет с сестрой. Ее пенсия от актерской гильдии составляет всего рублей шестьсот.
«Таких, как я, забытых артистов, очень много. И поэтому не надо выделять меня
одну. Чем я знаменита?» - ее взгляд был такой печальный, зимний, январский. В
нем ничего не осталось от прежней весенней Татьяны Сергеевны — ни-че-го, понимаете?
Это было так больно, что я отвел глаза…»
Прославивший ее фильм Нина Георгиевна так ни разу и не посмотрела. Когда его
ставили в программу, она просто выключала телевизор. И с актером Николаем Рыбниковым
после съемок она не виделась…
BIN
Использованные материалы:
Екатерина Сажнева, Андрей Басов, «Простите нас, Татьяна Сергеевна!» («Московский
Комсомолец» от 16.01.2004 www.mk.ru);
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000");