КОМАРОВ
(Лаврентьев)
Сергей Петрович
02.03.1891, Вязники, Владимирская губерния - ??.12.1957, Москва
Заслуженный артист РСФСР (1935)
Начало творческого пути
Сергей Комаров (настоящая фамилия Лаврентьев) родился 2 марта 1891 года в городе
Вязники Владимирской губернии (ныне – Владимирская область). В 1913 году он окончил
Алексеевское военное училище в Москве. После революции работал в Главной военной
школе физического воспитания трудящихся, где обучал гимнастике и акробатике.
Свой путь в кино Сергей Комаров начал с мастерской Льва Кулешова, организованной
в начале 20-х годов при Госкиношколе. Тогда в мастерской подобрались активные,
инициативные молодые люди, большинство из которых ранее не имели отношения к кино,
но очень хотели создать новый советский кинематограф. Это и химик Всеволод Пудовкин,
и профессиональный боксёр Борис Барнет, и скульптор Михаил Ромм, и многие другие,
ставшие впоследствии известными актёрами или режиссёрами. Интересно то, что преподавателями
в мастерской Кулешова были же ученики, которые делились своими знаниями с товарищами.
Так, например, Сергей Комаров являлся ответственным за обучение гимнастике и пластике.
Учениками Льва Кулешова был поставлен ряд первых советских фильмов, в которых
принял участие и Сергей Комаров. Так в драме Владимира Гардина и Всеволода Пудовкина
«Серп и молот» он сыграл начальника продотряда, а в агитационной короткометражке
«Деревня на переломе» - комиссара.
Кино. 20-е – первая половина 30-х годов
В 1923 году Сергей Комаров закончил обучение и продолжил совместную работу
с Львом Кулешовым, параллельно продолжая преподавательскую деятельность, заведуя
кафедрой экспериментальной мастерской своего учителя при ГИКе.
Одной из первых больших работ Сергея Комарова на экране стала роль Одноглазого
в комедии «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Особенностью
этой картины, поставленной Львом Кулешовым и его учениками, являлось то, что впервые
в советском кинематографе съёмки фильма осуществлялись по тщательно разработанному
режиссёрскому сценарию. Таким образом, комедия Льва Кулешова задала определённую
профессиональную планку для остальных режиссёров.
Благодаря кинокартинам Льва Кулешова Сергей Комаров стал одним из ведущих актёров
молодого советского кинематографа. У своего учителя он снимался в авантюрно-приключенческой
мелодраме «Луч смерти» (роль - Томас Ланн), психологической драме «Мисс Менд»
(роль - Чиче), приключенческом фильме «Веселая канарейка» (роль - большевик-подпольщик
Брянский), драме «» (главная роль – клоун Бульди-отец) и других.
Активно Сергей Комаров сотрудничал и со своими товарищами по мастерской Кулешова.
В 1928 году он снялся у Бориса Барнета в его фильме «», сыграв роль
Лядова. Фильм, поставленный в жанре лирической комедии с элементами сатиры, высмеивал
мещанско-нэпманскую публику с их мелкими делишками и сплетнями. В 1933 году Комаров
исполнил главную роль в картине Барнета «Окраина», действие которой разворачивалось
в годы царское время, в годы первой мировой войны. Комаров создал образ хозяина
сапожной мастерской Александра Петровича Грешина, который на волне мутного шовинизма
усердствовал в проявлении лже-патриотических чувств.
В 1935 году Сергей Комаров принял участие в съёмках фильма режиссёра Василия
Журавлёва «» - первого советского научно-фантастического фильма, посвящённого космическим
полётам. Консультантом той киноленты выступил сам Циолковский. 44-летний Сергей
Комаров исполнил в фильме роль пожилого академика Седых, который вместе с ассистенткой
Мариной и пионером Андрюшей отправлялись на ракетоплане на Луну. Наивный, с точки
зрения реальной космонавтики, фильм, тем не менее, отразил тогдашнее представление
о межпланетных полётах и вызвал живой интерес у зрителей.
В том же 1935 году Сергей Комаров за свои заслуги был отмечен почётным званием
Заслуженного артиста РСФСР.
Режиссёрская деятельность
Пробовал себя Сергей Комаров и в режиссуре. В 1927 году им была поставлена
по собственному сценарию комедия «Поцелуй Мэри Пикфорд». Фильм был построен как
киношутка, где главными героями выступали американские кинозвёзды Дуглас Фэрбенкс
и Мэри Пикфорд, а также персонаж Игоря Ильинского билетёр кинотеатра Гога Палкин.
Причём на самом деле ни Фэрбенкс, ни Пикфорд в фильме не снимались, а были использованы
документальные кадры их пребывания в 20-е годы в Одессе.
Год спустя вышла ещё одна комедия Сергея Комарова – «Кукла с миллионами», повествующая
об обычной москвичке Марусе, ставшей наследницей миллионного состояния, завещанного
ей умершей за границей богатой родственницей, а также о двух обиженных претендентах
на наследство, отправляющихся в Советский Союз на поиски Маруси. Одну из главных
ролей в фильме вновь исполнил гений советского немого кинематографа Игорь Ильинский,
а главную женскую роль сыграла Ада Войцик.
В 1932 году Сергей Комаров поставил документальный фильм «Путь на Север».
Кино довоенного и военного периода.
С середины 30-х советский кинематограф полностью перешёл от немого к звуковому
кино. Далеко не всем актёрам удалось найти себя в новых реалиях. Сергей Комаров
продолжил благополучно сниматься. В 1936 году он сыграл главную роль в драме Льва
Кулешова «Дохунда», поставленной по роману Садриддина Айни. Это была первая полнометражная
среднеазиатская картина. И хотя она осталась незаконченной, однако оказала сильное
влияние на дальнейшее развитие советского среднеазиатского кинематографа.
Среди работ Сергея Комарова довоенного периода стоит также отметить его роли
немецкого полковника в историко-революционном фильме Александра Довженко и Юлии
Солнцевой «», князя Трубецкого
в исторической ленте Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера «Минин и Пожарский»,
сторожа порта в приключенческом фильме Василия Журавлёва «Гибель "Орла"»,
Терентия в детском приключенческом фильме Льва Кулешова «Сибиряки».
В годы Великой Отечественной войны центральные киностудии страны были эвакуированы
в тыл. Туда же уехали и многие актёры. Сергей Комаров работал в столице Таджикистана
Сталинабаде, где на базе местной киностудии развернула свою временную деятельность
киностудия «Союздетфильм». Он снялся в роли обер-инженера в драме Владимира Юренева
«Железный ангел», сыграл Капеллана в детском приключенческом фильме Эраста Гарина
«Принц и нищий», старика в детском фильме Льва Кулешова «Клятва Тимура» и ряд
других ролей.
Послевоенный период творчества
В послевоенные годы Сергей Комаров нечасто снимался в кино, а если и появлялся
на экране, то в небольших ролях – врач в военной драме «Молодая гвардия», член
комиссии в романтической комедии «Поезд идёт на восток» и другие. По настоящему
яркие, запоминающиеся роли он создал уже на исходе своих лет – в 1955 году. Тогда
он принял участие увлекательном детективно-шпионском фильме «Тайна двух океанов»,
поставленном режиссёром Константином Пипинашвили по мотивам одноименного романа
Григория Адамова, где сыграл роль профессора-океанолога Андрея Николаевича. Кроме
того Сергей Комаров снялся в роли Василия Васильевича в одном из ранних фильмов
известного режиссёра Самсона Самсонова «Попрыгунья», экранизации рассказа Антона
Павловича Чехова.
Скончался Сергей Комаров в декабре 1957 года в Москве. Урна с его прахом захоронена
в колумбарии Донского кладбища.
Игорь BIN
Использованние материалы:
Страница Сергея Комарова на сайте википедия
Л. Кулешов, А. Хохлова. «Кулешов Л. 50 лет в кино», М., 1975
|