1924 Четыре и пять
1924 Морозко - короткометражный
1926 Карьера Спирьки Шпандыря
1927 Октябрь
1927 Кастусь Калиновский
1928 Золотой клюв
1933 Дезертир
1933 Город под ударом
1933 Анненковщина
1934 Четыре визита Самюэля Вульфа
1934 Частная жизнь Петра Виноградова
1936 Дубровский
1936 Депутат Балтики
1937 Балтийцы
1939 Минин и Пожарский
1940 Суворов
1945 Без вины виноватые
1946 Крейсер "Варяг"
1946 Глинка
1947 Свет над Россией
1948-1949 Сталинградская битва
1949 Падение Берлина
1953 Адмирал Ушаков
1955 Михайло Ломоносов
1958 Поэма о море
1958 Олеко Дундич (СССР, Югославия)
1958 Капитан первого ранга
1959 Театр зовёт - короткометражный
1959 Накануне (СССР, Болгария)
1960 Слепой музыкант
1960 Мёртвые души - фильм-спектакль
1965 Гибель эскадры
1966 А теперь суди...
1967 Кремлёвские куранты - фильм-спектакль
1968 Степень риска
1969 Егор Булычов и другие - фильм-спектакль
1970 Кремлёвские куранты
ЛИВАНОВ
Борис Николаевич
25.04 (08.05) 1904, Москва — 22.09.1972, Москва
Народный артист СССР (1948)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1941, за роль в фильме «Минин и Пожарский»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1942, за роль в спектакле «Кремлёвские куранты»)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1947, за роль в фильме «Крейсер "Варяг»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1949, за роль в спектакле «Зелёная улица»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1950, за роль в спектакле «Чужая тень»)
Лауреат Государственной премии СССР (1970, за актёрские и режиссёрские работы последних лет)
Кавалер Ордена Ленина (1964)
Кавалер четырёх Орденов Трудового Красного Знамени (1937, 1948, 1954, 1971)
Кавалер Ордена «Знак Почёта» (1938)
Награждён Медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «В память 800-летия Москвы»
Детство и юность
Борис Ливанов родился в 1904 году в актёрской семье. Его отец Николай Александрович Ливанов играл в различных провинциальных театрах, позже (уже при Советской власти) – в Театре Ленинского комсомола и в Театра им.Моссовета.
Борису Ливанову было тринадцать лет, когда произошла Великая Октябрьская Революция 1917 года. Потом в стране наступили тяжёлые времена – Гражданская война, интервенция. В 1920 году шестнадцатилетний Борис Ливанов, приписав себе годы, записался в Красную армию и год провоевал под командованием Александра Стриженова (отца будущих знаменитых актёров Олега и Глеба С
Театр довоенного периода
Решив пойти по стопам отца, Борис Ливанов в 1922 году поступил в 4-ю студию МХАТ. Там он под руководством педагога Н. В. Демидова проучился два года, а затем в 1924 году был принят в труппу МХАТа. Сцене этого театра актёр посвятил всю свою жизнь.
Дебютом начинающего актёра стал ввод на роль князя Андрея Шуйского в спектакль «Царь Фёдор Иоаннович», поставленный по произведению Алексея Толстого. Затем последовал ещё один ввод на роль князя Шаховского в спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» опять же по Толстому. Яркий след оставила его роль Павла Потёмкина в спектакле «Пугачёвщина» по Тренёву, премьера которого состоялась в сентябре 1925 года. Таким образом, первые же работы Бориса Ливанова на сцене МХАТа выдвинули его в число заметных представителей нового, послереволюционного поколения мхатовцев.
Участвуя, как в спектаклях классического репертуара, так и в постановках современных авторов, Борис Ливанов создал галерею разноплановых образов. Среди них: Курчаев («На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1925), Оболенский («Николай I и декабристы» Кугеля, 1926), Эндре Бондезен («У врат царства» Гамсуна, 1927), Галаньба («Дни Турбиных» Булгакова, 1927), Апполос («Унтиловск» Леонова, 1928), Емельян Черноземный («Квадратура круга» Катаева, 1928), Лукьян («Блокада» Иванова, 1929), Кассио (Отелло» Шекспира, 1930), Генерал («Три толстяка» Олеши, 1930).
Большой успех артисту принесли сыгранная в ярко-характерном стиле роль графа Альмавивы в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» по пьесе Бомарше (1931), остро-сатирические роли кавалера ди Риппафрата в «Хозяйке гостиницы» Гольдони (1933) и Собакевича в «Мертвых душах» Гоголя (1934). Среди работ 30-х годов также стоит отметить Кимбаева в спектакле «Страх по пьесе Афиногенова, Швандю в спектакль «Любовь Яровая» по пьесе Тренёва, Наркиса в «Горячем сердце» и Кудряша в «Грозе» (оба – по Островскому), Муаррона в «Мольере» и Гетмана Скоропадского в «Днях Турбиных» (оба – по Булгакову).
При всём разнообразии образов, по отзывам современников, театральные работы Бориса Ливанова отличали мощный темперамент и обаяние его личности. В последний предвоенный 1940-й год он блестяще создал исполненный лиризма образ Чацкого в постановке комедии Грибоедова «Горе от ума». Глубокий лиризм (при всей внешней пародийной остроте образа) прослеживался и в другой его роли этого периода – Солёного в спектакле «Три сестры» по пьесе Антона Павловича Чехова.
Начало кинокарьеры - 1924-1935 годы
Кинокарьера Бориса Ливанова стартовала одновременно с началом его работы в театре – в 1924 году. Дебютировал он главной ролью в приключенческом фильме режиссёра Владимира Гардина «Четыре и пять». Его героем стал советский летчик Дмитрий Гай, работавший над изобретением, за которым охотятся вражеские шпионы.
В дальнейшем актёр продолжал регулярно сниматься в кино, исполняя как главные, так и эпизодические роли. Чаще всего это были картины, повествующие о борьбе трудового народа против существующей власти. У того же Владимира Гардина он сыграл пана Сторжинского в героико-приключенческом фильме «Кастусь Калиновский», рассказывающем о восстании белорусского народа против царского правительства в 1863 году. В исторической драме Евгения Червякова «Золотой клюв», повествующей о подневольном труде крепостных во времена Павла I и их борьбе за свои права, актёр появился в образе майора Тучкова. В картине «Октябрь», представляющей собой реконструкцию событий 1917 года, Борис Ливанов создал образ министра Терещенко. Не обошёл стороной актёр и тему Гражданской войны, сыграв роль белогвардейского атамана Анненкова в драме режиссёра Николая Береснева «Анненковщина», посвящённой событиям на территории Сибири.
Впрочем, у Бориса Ливанова были заметные работы и в картинах других жанров. Так в 1934 году он снялся в комедии Александра Мачерета «Частная жизнь Петра Виноградова». В этой картине актёр создал образ главного героя – выпускника школы Пети Виноградова, приехавшего в Москву и поступившего работать на автозавод. Будучи от природы талантливым, он начинает фонтанировать техническими идеями, но не выдерживает свалившейся на него славы. Однако столица быстро ставит на место теряющего чувство реальности парня.
Дубровский и другие роли второй половины 30-х
Безусловно, одной из самых ярких работ Бориса Ливанова в кино довоенного периода стала роль Владимира Дубровского в картине режиссёра Александра Ивановского «Дубровский», первой экранизации одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина. Образ Пушкинского героя был решён в духе советского кинематографа тех лет – борец за свободу, чуть ли не революционер. Но это не помешало в целом передать атмосферу романа, лирическую линию отношений Дубровского и Маши, правдиво воссоздать антураж помещичьей и крестьянской жизни 19 века. Словом, экранизация удалась, и фильм долгое время пользовался огромным успехом у зрителей.
В 1936-1937 годах Борис Ливанов снялся в фильмах «Депутат Балтики» и «Балтийцы», воплотив в них образы коммунистов, соответственно Михаила Бочарова и комиссара Тимофея Вихорева. В 1939-м актёр вновь вернулся к исторической тематике, на этот раз воплотив на экране образ князя Пожарского в картине Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера «Минин и Пожарский». За эту работу Ливанов был удостоен Сталинской премии.
Любимец Сталина
Сталинская премия за роль Пожарского стала первой, но далеко не последней наградой Бориса Ливанова. Так сложилось, что Иосиф Виссарионович Сталин высоко ценил актёрский талант Бориса Николаевича и не скупился отмечать его работы, как на экране, так и на сцене. В 1942 году Ливанов был вновь удостоен Сталинской премии, на этот раз за роль Рыбаков в спектакле «Кремлёвские куранты» по пьесе Погодина.
В 1946 году на экраны страны вышла историческая драма «Крейсер "Варяг"». Надо отметить, что эта лента стала первой советской кинокартиной, посвящённой Русско-Японской войне 1904-1905 годов (и 90-х годов остававшейся единственной). Её создание стало не случайным – Советский Союз только что одержал победу сначала в Великой Отечественной войне, а затем успешно завершил разгром милитаристской Японии. В этом плане фильм «Крейсер "Варяг"» своевременно напомнил зрителям исторические события сорокалетней давности, рассказал о подвиге русских моряков в той войне. Борис Ливанов воплотив в нём образ капитана крейсера «Варяг» Всеволода Фёдоровича Руднева, за что годом спустя был отмечен очередной Сталинской премией. Ещё две премии он получил в 1949 году за роль Рубцова в спектакле «Зелёная улица» и в 1950 году за роль Трубникова в спектакле «Чужая тень». А в 1948 году Борису Николаевичу было присвоено почётное звание Народного артиста СССР.
Не смотря на внимание со стороны власти, Борис Ливанов никогда не отличался лизоблюдством. Напротив, современники отмечали его независимый характер, собственное мнение и острый язык…
Кино – 50-е – 60-е годы
Идею фильма о великом русском флотоводце адмирале Ушакове подал советский адмирал Николай Кузнецов, а воплотил эту идею режиссёр Михаил Ромм. Фильм «Адмирал Ушаков» вышел на экраны в 1953 году. Главную роль в нём исполнил известный актёр Иван Переверзев, а Борис Ливанов сыграл светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина. Надо отметить, что, используя сатирические краски, актёр, в то же время, создал очень колоритный образ уверенного, властного, надменного мужчины, практически властителя государства.
Герои Бориса Ливанова в зрелые годы вообще отличались сильным характером. В этом ряду стал и его Ломоносов в биографической драме режиссёра Александра Иванова «Михайло Ломоносов», поставленной в 1955 году. Стоит заметить, что двумя годами ранее Ливанов сыграл Ломоносова на сцене МХАТА в собственной постановке. Выдающийся учёный, охвативший, казалось бы, все отрасли науки, историк и механик, художник и поэт, волевой человек несгибаемого характера – таким был в реальности Ломоносов, таким он предстал и на сцене, и на киноэкране в исполнении Бориса Ливанова.
В конце 50-х Борис Ливанов отметился ролями генерала Игната Максимовича Федорченко в фильме «Поэма о море», генерала Мамонтова в фильме «Олеко Дундич», капитана первого ранга Николая Васильевича Лезвина в фильме «Капитан первого ранга», а в 60-е сыграл адмирала Гранатова в фильме «Гибель эскадры», профессора-хирурга Михаила Ивановича Седова в фильме «Степень риска» и ряд других ролей. В те годы актёр был очень популярен. Помимо кино и театра он активно работал на радио, и его характерный бас со знаменитыми «ливановскими» паузами в радиопостановках невозможно было перепутать ни с каким другим голосом.
Режиссура
С 1953 года Борис Ливанов стал работать в театре не только в качестве актёра, но и режиссёра. Началом послужила вышеупомянутая постановка спектакля «Ломоносов». Под его руководством вышли спектакли «Наша молодость», «Фронт», «Хозяин», «Егор Булычов и другие», «Чти отца своего», «Тяжкое обвинение». Борис Николаевич одним из первых поставил «Братья Карамазовы» по Достоевскому, сыграв там роль Дмитрия. Последней же режиссёрской работой Ливанова на сцене МХАТа стала чеховская «Чайка», вышедшая в 1968 году.
Семья
Борис Николаевич Ливанов был женат на Евгении Казимировне, польке по национальности. По отзывам современников, она была настоящей светской львицей, первой красавицей Москвы. В этом браке у них родился сын Василий. Василий Ливанов продолжил актёрскую династию. Всенародную славу и любовь миллионов зрителей ему принесла роль Шерлока Холмса из популярного телесериала.
О своём отце Василий Ливанов рассказывал так: «Станиславский дал потрясающее определение, что у любого человека искусства есть всего два пути — это любить искусство в себе или себя в искусстве. Вот Борис Николаевич любил искусство в себе. Отец понимал тот дар, который господь дал ему. Он — мой учитель в искусстве. Я — его верный ученик. Все лучшее, что я сделал в искусстве, благодаря ему, его примеру, его воспитанию и его пониманию жизни».
Последние годы
Последний раз в кино Борис Ливанов снялся в 1970 году в исторической драме режиссёра Виктора Георгиева «Кремлёвские куранты», поставленной по одноимённой пьесе Николая Погодина. Актёр сыграл там главную роль учёного-инженера Антона Ивановича Забелина, который после встречи с Лениным назначается одним из разработчиков плана ГОЭЛРО.
В том же 1970 году произошли серьёзные изменения в МХАТе. К тому времени в театре назрели проблемы – разросшаяся до полутора сотен актёров труппа была разбита на группировки, между которыми происходила постоянная борьба. Министерство культуры решило положить конец этому. Одним из кандидатов на нового руководителя театра был Борис Ливанов. Однако во время его отпуска, группа актёров обратилась к министру культуры Фурцевой с просьбой назначить руководителем Олега Ефремова. Что и было сделано. Борис Ливанов воспринял это очень болезненно и следующие два года просто не входил в театр.
Скончался Борис Николаевич 22 сентября 1972 года. 25 сентября он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.