МАЛКИНА
Лилиана Соломоновна (сценическое имя - Лиля)
14.07.1938, Таллин, Эстония
Лауреат Приза фестиваля телевизионного кино «Сполохи» в Архангельске
за лучшую роль второго плана (2002, за роль в сериале "По имени Барон")
Детство
Лилиана Малкина родилась 14 июля 1938 года в Таллине. В детства она очень любила
балет. Но для осуществления мечты стать балериной было одно серьезное препятствие
– природная полнота. В хореографическое училище ее, семилетнюю девочку, взяли
с условием обязательно похудеть. Увы, ей это не удалось, и спустя пять с половиной
лет Лилю отчислили.
А еще девочка мечтала стать… клоуном. Но как им стать, если в Таллине не было
цирка?! И с этой мечтой пришлось распрощаться. И тогда Лилиана занялась спортом.
Девушка показывала неплохие результаты в волейболе, метании диска, прыжках в высоту…
Амплуа
Увлечение кино и театром началось у Лилианы также в детские годы. Как-то в
семь лет она впервые увидела фильм «Золушка». Именно там она впервые увидела великую
Фаину Раневскую в роли мачехи. Восхищенная девочка тогда заметила, что будет играть,
как эта тетенька…
По окончании школы Лилиана Малкина поступила в Ленинградский Театральный институт
имени А.Н. Островского. Уже тогда определилось ее амплуа. Лилиана была полной
девушкой со смешной внешностью, низким голосом и редкими зубами. С такими характеристиками
нечего рассчитывать на роли лирических героинь. Так Лилиана Малкина стала характерной,
комедийной актрисой, как ее кумир Фаина Раневская.
60-е годы. Театр
В 1960 году Лилиана Малкина окончила театральный институт, была принята в Таллиннский
русский драматический театр. На сцене этого театра она сыграла роль, которую впоследствии
назвала в числе своих самых любимых, - художницу Ви Тоболт в спектакле «Орфей
спускается в ад» Теннеси Уильямса.
Однако в Таллиннском драмтеатре актриса долго не задержалась. В 1964 году Лилиана
перешла в Ленинградский Театр драмы и комедии «На Литейном». Наиболее заметной
ее работой здесь была роль министра финансов в «Тележке с яблоками» Бернарда Шоу.
Затем с 1966 по 1967 год работала в Ленинградской областной филармонии.
Наконец в 1968 году актрису приняли в труппу московского Потешного театра «Скоморох»,
которым руководил Геннадий Иванович Юденич. Об этом театре стоит рассказать отдельно.
Спектакли «Скомороха» были синтезом маскарада, эстрады, клоунады и драматического
искусства. Начальству этот «антисоветский» театр пришелся не по душе, и труппе
пришлось не легко, но Лилиана Соломоновна вспоминает о том времени с огромным
удовольствием: «Нас гоняли, Фурцева выслала нас в Иркутск, где мы были полгода.
Потом уехали в Гомель, откуда нас выгнали в Минск. Из Минска мы опять приехали
в Москву. Это было замечательно…<...> Где мы только не были, куда нас только
не кидала судьба! Кто-то давал нам зал Дома Пионеров на Птичьем рынке, кто-то
помогал деньгами… Но нам было все очень интересно, мы были молодые и веселые…»
Дебют в кино
В кино Лилиана (или как ее все звали Лиля) Малкина дебютировала довольно поздно.
Ей было уже тридцать лет, когда режиссер Ролан Быков пригласил ее на роль… бабушки
(!) в свою комедию «Внимание, черепаха!»
Произошло это после того, как распался театр «Скоморох». Полтруппы поехали
в Ленинград, показываться в различные театры, а другая половина (а среди них и
Малкина) осталась в Москве. Актеры выступили со спектаклем в учебном театре одного
из институтов, а после выступления к Малкиной подошел Ролан Быков. Режиссер попросил
Лилю спеть песню «Орлята учатся летать». Она спела, и Быков сказал ей: «Все, будешь
у меня сниматься в роли учительницы пения». Лилиана не поверила и уехала в Таллин.
Там ее и настигла телеграмма с вызовом на фильм «Внимание, черепаха!». Правда,
совсем на другую роль.
С возрастной ролью тридцатилетняя актриса справилась великолепно. Всем запомнилась
ее боевая спортивная бабушка. И это при том, что роль была совсем не главной.
Фильм был высоко оценен, – на Московском кинофестивале он получил Главный приз
в разделе детских фильмов. Но главное - он завоевал всенародную любовь, и до сих
пор пользуется у зрителей популярностью.
Королева эпизода
После успеха в комедии «Внимание, черепаха!» Лиля Малкина снялась в небольшой
роли таперши в детском приключенческом фильме «Хуторок в степи», а затем исчезла
с экранов на целых семь лет. В это время она играла в московском Театре драмы
и комедии на Таганке (1970-1971 годы) и в ленинградском театре Комедии имени Н.П.
Акимова (1972-1980 годы).
Возвращение в кино состоялось в 1977 году. Сергей Бондарчук, приступая к картине
«Степь» по одноименной повести А.П. Чехова, долгое время не мог определиться с
исполнительницей роли еврейки Розы. После того, как была перепробована уже добрая
сотня актрис, и возникла кандидатура Малкиной. А предложил ее актер Григорий Ронинсон,
хорошо знавший Лилю.
Актриса признается: «Я поначалу очень боялась Бондарчука. Все говорили, что
он неинтересный режиссер, постоянно орет и так далее. Все оказалось совсем наоборот.
Он показал себя очень интеллигентным режиссером, с ним было абсолютно спокойно
и легко».
В дальнейшем Лиля Малкина снималась в кино не очень часто, исполняя, как правило,
небольшие характерные роли. Сама актриса к этому относится философски и с долей
самоиронии: «А кто бы мне дал главную роль? Я же толстая и смешная…» Зато какие
это были роли! Ее персонажи неизменно вызывали восторг у зрителей. Это и разбойница
Фрида в мюзикле Евгения Гинзбурга , и профессорша Побияхо в историческом сериале Леонида Белозоровича
«Белые одежды», и старая монахиня в мюзикле Евгения Гинзбурга «Руанская дева по
прозвищу пышка» (по рассказам Ги де Мопасана).
Роль монашки стала для Лили Малкиной большой неожиданностью. Ей, обладавшей
хулиганским характером (в хорошем смысле этого слова), и роли доставались соответствующие.
И вдруг – монашка! Когда Евгений Гинзбург предложил ей сыграть этот персонаж,
она безумно удивилась. Но режиссер объяснил: «Знаешь что, у моей монашки должен
быть блядский глаз!»
Хулиганка и матерщинница
Хулиганство – было и остается любимой манерой игры Лили Малкиной. Абсолютно
раскрепощенная, некомплексующая по поводу своей внешности, обладающая гениальным
чувством комичного, она легко и непринужденно входила в свои роли.
В жизни Лиля Малкина совершенно такая же. Коллеги назвали ее «королевой мата».
Она признается: «Я действительно материлась, матерюсь, да так и умру, наверное,
с матом и сигаретой в руке. Но если бы этот мат был злым, все было бы иначе. Он
у меня как междометие, поэтому все смеются, когда я матерюсь».
Тем не менее, непокладистую актрису, матерщинницу и правдорубку не каждый из
режиссеров готов был терпеть у себя в труппе, вот и приходилось Лиле менять театры.
В 1980 году она перешла в театр имени Ленсовета, а в 1984 - стала актрисой Ленинградского
государственного театра «Эксперимент».
Зато Лилю Малкину всегда любили друзья и коллеги. Её приняли в свой дом такие
великие женщины как ,
и Татьяна Окуневская,
характеры которых были тоже не из легких.
Отъезд в Чехию
В 1992 году Лиля Малкина решила покинуть Россию. Своим новым местом жительства
она избрала Прагу. Почему она решилась на такой шаг? Актриса рассказывает, что
отъезд был вызван целым рядом причин: «Тем, что моя семья (прим. – сестра с племянником)
уехала в Израиль, тем, что мне надоел антисемитизм, мне надоело ходить за визами,
мне надоело играть – я как-то себя исчерпала. И еще причины личного характера».
В Прагу Лиля Малкина уехала одна – к тому времени она была уже разведена (актриса
была замужем за Александром Векслиным – заведующим постановочной частью в театре
«Эксперимент»), детей у нее не было. Уезжая, она была уверена, что с актерской
деятельностью покончено раз и навсегда. «Получу пенсию, пойду билетером в театр»,
- думала актриса. Но все повернулось иначе.
Работа за рубежом и в России
Сразу же после приезда Малкина попала в актерскую агентуру, и вскоре ее утвердили
на небольшую роль во французском фильме «Джорджино». Затем последовало приглашение
в театр на роль свахи Енте в мюзикле по Шолом-Алейхему «Скрипач на крыше». Неожиданно
для себя Лиля Малкина в шестьдесят лет стала звездой пражской сцены. Посыпались
приглашения от антреприз и кинорежиссеров.
В 1995 году Лиля Малкина сыграла роль тёти Тамары в трагикомедии Яна Сверака
«Коля». В 1997 году картина была удостоена высшей награды - «Оскара» за лучший
иноязычный фильм. К слову сказать, Малкина появилась в ней всего на несколько
минут – с сигаретой в руке и своим непременным матом. Однако образ «русской бабушки»
пришелся по душе чешским зрителям, к слову сказать, не отличающимся особой любовью
ко всему русскому.
Актриса стала необыкновенно востребованной. В последующие годы она снималась
в картинах чешских, шведских, датских, немецких, французских кинорежиссеров...
В 2002 году о Лиле Малкиной вспомнили и в России. После долгого перерыва она
вновь появилась на отечественном экране. Режиссер Дмитрий Светозаров пригласил
ее на роль Этель, сестру главного героя в сериал «По имени Барон». Эта работа
принесла ей приз фестиваля телевизионного кино «Сполохи» в Архангельске за лучшую
роль второго плана.
В 2004 году Дмитрий Светозаров, восхищенный игрой актрисы, вновь пригласил
ее в свой новый сериал – «Три цвета любви» (первоначальное название – «Семидесятники»)
на роль тетки Карпинского.
P.S.
Актриса по-прежнему живет в Праге. Она говорит, что уже давно освоилась здесь,
Прага напоминает ей ее родной Таллин…
Использованные материалы:
Сергей Капков "Любимые комики" стр. 274-299 Лилиана Малкина (Москва. Эксмо, 2005);
Сергей Капков. Краткая биография Лилианы Малкиной на сайте Характерные актеры
http://actors.km.ru ;
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
фото из архива Пражского театра На Фидловачке
|