Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Менглет Майя_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Майи Менглет

Фильмография:

1957 Дело было в Пенькове
1958 Матрос с «Кометы»
1959 Исправленному верить
1960 Домой
1961 Аленка
1967 Места тут тихие
1972 Юлька
1974 Большой аттракцион
1984 Шанс
1990 Женский день
1991 Встретимся на Таити
1995 На углу, у Патриарших - сериал

МЕНГЛЕТ
Майя Георгиевна

Родилась 08.08.1935, Москва

Заслуженная артистка России
Кавалер Ордена Дружбы (2000)

Актерская семья

Майя Менглет родилась 8 августа 1935 года в Москве в семье выдающегося театрального актера Георгия Менглета и актрисы Валентины Королевой. В годы войны Майе довелось жить в эвакуации в Сталинабаде (ныне Душанбе). После победы Георгия Менглета пригласили работать в Театр сатиры, и вся семья возвратилась в столицу.

В семье Менглетов царил культ отца, и это не случайно. В те годы Георгий Павлович, с блеском исполнявший в Театре Сатиры роли героев-любовников, был настоящим кумиром женщин. Майя Георгиевна вспоминает: «Он для меня был, пожалуй, самый любимый человек в жизни, в семье, потому что он был настолько демократичен, настолько обладал таким юмором, что я, не боясь и не стесняясь ничего, рассказывала ему обо всех своих историях, интригах, новостях, любовных каких-то романах детских, и папа всегда это умел выслушать. Но я все-таки была обделена отцовской любовью…»

По стопам родителей

Майя была влюблена в театр с детства. Она несколько лет занималась в театральной студии городского дворца пионеров и даже как-то снялась в небольшой роли в одном из фильмов. Тем не менее, свое будущее связывать с актерской профессией Майя поначалу не собиралась. Как признавалась впоследствии актриса, она побаивалась сцены и сильно сомневалась в своих внешних данных.

И все же гены взяли свое. По окончании школы вместе с друзьями Игорем Квашой и Светланой Мизири Майя отправилась на просмотр в Щукинское училище. Именно там она повстречала своего будущего мужа актера Леонида Сатановского.

Майя Георгиевна вспоминает: «И у нас возник такой флюид. Детский роман с моей стороны, но потом он прекратился, и была совершенно параллельная разная жизнь у него и у меня, а потом, так сказать, это все опять возобновилось. Я никогда не любила красивых мужчин. Это не мой тип. Я всегда любила светлых и очень обаятельных, душевных, вот так сказать, понимаете, с каким-то таким внутренним шармом. Наверное, так сказать, меня это и поразило. Потом мне очень нравилось, как он двигается, как он поет, он меня купил тем, что он мне пел такие жестокие романсы, замечательно пел».

Майя не стала поступать в Щукинское, она подала документы в Школу-студию МХАТ. Причем сделала она это тайком от родителей, сказав, что поступает в институт иностранных языков. О выборе дочери родители узнали лишь после того, как Майя была принята на курс В.О. Топоркова. А вскоре произошли изменения и в личной жизни будущей актрисы, - она вышла замуж за Леонида Сатановского. В 1975 году у них родился первенец.

Тоня

На пробы к фильму Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» Майю Менглет пригласили, когда она училась на последнем курсе. На роль скромной девушки Тони, приехавшей работать в деревню агрономом, претендовало много известных актрис. В их числе была даже жена режиссера Нина Меньшикова. Ну, какие могли быть шансы у никому не известной студентки?! Однако выбор Ростоцкого пал именно не нее!

Майя Менглет вспоминает: «… я поехала на студию Горького, и тогда знаете, модно было, чемоданчик с железными уголками, и вот шла проба, Вячеслав Васильевич Тихонов пробовался с какой-то актрисой, и я так на этом чемоданчике пристроилась где-то у стеночки, очень скромно, села на него и во все глаза, так сказать, стала пялиться и смотреть, и наблюдать, что там происходит. И вот потом режиссер Ростоцкий сказал, что я бы мог тебе уже пробу не делать, потому что я видел, как ты реагируешь, как ты непосредственна, и как ты, так сказать, наивна в чем-то, что это именно, мне показалось, что ты именно та Тоня, которая должна быть у меня в картине».

Сюжет фильма был построен на классическом любовном треугольнике. Главный герой – деревенский парень-тракторист Матвей Морозов (Вячеслав Тихонов) – незаурядный, мечущийся человек, чьих смутных стремлений не может понять никто, даже его жена (Светлана Дружинина). Но вот в Пеньково приезжает Тоня, и привычный уклад жизни начинает меняться. Любовь к девушке помогает Матвею найти себя.

Многие сомневались в выборе Ростоцкого. Не верили, что Тихонов и Дружинина смогут сыграть деревенских парня и девушку. А что уж говорить о Майе Менглет! У начинающей актрисы действительно поначалу мало что получалось. Дело в том, что одновременно со съемками она репетировала с Олегом Ефремовым роль в дипломном спектакле. Роли были совершенно разными, и Майя порой не успевала перестраиваться. «И вот приходила на репетицию, Ефремов говорил: «Майя, что с тобой, что ты такая скованная, куда все девалось то, что мы вчера нашли». Приходила на съемку, Ростоцкий говорил: «Майя, да что ж такая разбеша, да что ж такое...» - вспоминала Майя Георгиевна. К счастью, Станислав Ростоцкий не слушал советчиков, он продолжал верить в Майю, как оказалось, не зря…

Съемки фильма происходили в деревне. Актеры здесь жили, ходили в той одежде, в которой снимались, и все это способствовало быстрейшему вживанию в роль. Со временем местные жители стали полностью отождествлять их с персонажами фильма, порой забывая, что перед ними столичные артисты. Наверное, именно в такой атмосфере и рождаются настоящие шедевры…

Триумф

Дебют Майи Менглет в кино оказался поистине триумфальным. Зрители с восторгом приняли фильм, искренне сочувствуя его героям. Еще недавно никому не известная актриса в один миг стала всенародно популярной. Портреты Майи Менглет можно было увидеть на многочисленных афишах, на открытках, продававшихся в киосках «Союзпечати». Дошло до того, что в одной из российских телепрограмм у отца Майи Менглет, известного народного артиста СССР Георгия Менглета как-то спросили: «Скажите, а вы имеете отношение к той знаменитой Майе Менглет?»

К счастью, Майя оказалась внутренне готова к этому потоку славы. Она признается: «Ну я понимала, я человек, тоже немножко обладающий юмором, я понимала, что, конечно, кино приносит шквал славы, иногда это совершенно незаконно бывает, и это не значит, что ты, так сказать, хороший актер или уже маститый актер, но иногда человек молодой и может и не вынести этого груза славы, может надломиться и задрать нос, это искалечит всю дальнейшую судьбу, но у меня, к счастью, такого не произошло».

В том же 1957 году Майя окончила Школу-студию МХАТ, а в 1958 году она была принята в Театр Станиславского, где уже работал Леонид Сатановский. Кстати, для Сатановского устройство жены в труппу театра стало приятным сюрпризом. А попала она туда благодаря другу, актеру Евгению Урбанскому. Он как-то позвонил и предложил Майе попробоваться на роль в спектакле «Раскрытое окно».

Прослушивали Майю Менглет знаменитые Михаил Яншин и Евгений Леонов. Актриса им понравилась, и Майя была принята. Работы в театре оказалось много. Майю очень быстро стали вводить в различные спектакли, первое время, поручая роли «голубых» героинь. А чуть позже актрисе стали доверять характерные роли. Майя Менглет признается: «Это было счастливое время встреч, работы с такими замечательными людьми, как М. Яншин, Б. Львов-Анохин, Л. Варпаховский, А. Попов, А. Васильев, Б. Морозов, И. Райхельгауз, Р. Быкова, Е. Леонов, П. Глебов, Л. Савченко, А. Балтер...»

А то же кино? Как ни удивительно, роль Тони в фильме «Дело было в Пенькове» так и осталась самой значительной работой актрисы на экране. Несколько лет Майя продолжала активно сниматься, причем нередко в главных ролях – в музыкальном фильме Исидора Анненского «Матрос с «Кометы», киноповести Виктора Жилина «Исправленному верить», картине Александра Абрамова «Домой» и других. Но эти работы не шли ни в какое сравнение с фильмом «Дело было в Пенькове».

Со временем Майя Менглет все больше уделяла внимания театру и все меньше появлялась на киноэкране. «Ну, я люблю театр больше чем кинематограф, признается актриса. - Я, как сказать, верна ему в первую очередь, и если вставал вопрос: театр или кино, - всегда перевешивал театр, потому что мне это было всегда интересней, потом были в театре Станиславского, где я работала, были интересные роли, спектакли, интересные режиссеры».

Дочь и отец

Неожиданные изменения в семейной жизни Менглетов произошли в 1961 году. Георгий Павлович, отец Майи, принял решение уйти из семьи к известной актрисе Ирине Архиповой. Валентина Королева, мама Майи, мужественно перенесла этот разрыв. После развода Георгий Павлович еще долго приходил к ним домой, и бывшая жена принимала его, подшивала ему брюки, оказывала другие мелкие бытовые услуги.

А вот Майя долго не могла простить отца: «Я, когда папа приходил, закрывалась в ванной или в туалете и не могла - рыдала, рыдала. И когда папа уходил, я говорила маме: «Зачем ты его пускаешь, спусти его по лестнице, это же тебе больно, это невозможно пережить». В те трудные годы Майе оправиться от потрясения помогла семья, - через некоторое время у нее родился второй сын. К тому же от проблем отвлекала работа в театре…

С отцом Майя помирилась лишь спустя долгих 25 лет. Помирилась и даже нашла в себе силы наладить дружеские отношения с Ириной Архиповой…

Дети

Очередной неожиданный поворот в судьбе семьи Менглет произошел в 1978 году. Старший сын Майи, к тому времени заканчивающий ГИТИС и имевший неплохие перспективы работы в Театре имени Маяковского, принял решение уехать за рубеж. Причиной тому стала любовь к девушке-немке, учившейся в Московском университете. Два года молодые прожили в Германии, а затем перебрались в Австралию.

Для семьи это был большой удар. В те времена общение с иностранцами, мягко говоря, не приветствовались спецслужбами. К тому же для родителей отъезд сына за границу был равнозначен его потере.

К счастью, вскоре в стране начались перемены, и у Майи Георгиевны с мужем появилась возможность выезжать к сыну. Тем временем, младший сын решил не идти по стопам родителей. Он увлекся химией, стал доктором наук и в 90-е годы эмигрировал вслед за своим братом в Австралию.

В Австралию!

Московскому драматическому театру им. К. С. Станиславского Майя Менглет отдала 43 года. Она мечтала играть здесь всю свою жизнь. Но после кончины главного режиссера В. Ланского в театре все изменилось. Вспоминает Майя Георгиевна: «Все управление перешло в руки директора, человека совершенно не творческого, но с большой "коммерческой хваткой". Были сданы в аренду многие помещения театра. В храме искусств не стало места творчеству, потому многие артисты покинули подмостки. После одной из оскорбительных выходок "бизнесмена от театра" мы с мужем подали заявление об уходе, которое было моментально подписано».

Потеря родного театра стала для четы Менглет-Сатановских настоящей трагедией. Как признавалась Майя Георгиевна, они просто не знали куда себя деть, как жить дальше. Решение пришло неожиданно, - сыновья пригласили родителей к себе в Австралию.

В настоящее время Майя Менглет и Леонид Сатановский работают в Монреальском Русском драматическом театре им. Л.В. Варпаховского, организованным Анной Варпаховской и Григорием Зискиным. С театром они гастролировали по многим городам США и Канады. Помимо этого Майя Менглет работала в спектаклях русской антрепризы Михаила Козакова.

Несмотря на эмиграцию, Майя Менглет и Леонид Сатановский остаются гражданами России. Они искренне любят свою Родину и периодически приезжают в Москву.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Жанна Васанская, Биография Майи Менглет http://www.sb.by;
Майя Менглет. Программа «Кумиры». Эфир от 13.07.2002 http://www.tv-ostankino.ru;
Гриднев Алексей, «Агрономша Тоня» из страны кенгуру», Trud.ru № 26 за 12.02.2004

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.