Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Меньшов Владимир_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Владимира Меньшова

Фильмография:

1970 Счастливый Кукушкин
1972 Человек на своем месте
1973 Соленый пес
1974 Последняя встреча
1975 Ар-хи-ме-ды!
1976 Розыгрыш
1976 Сказ про то, как царь Петр арапа женил
1976 Собственное мнение
1978 Федя
1979 Москва слезам не верит
1981 Гиблое дело
1981 Под одним небом
1982 Время для размышлений
1982 Если враг не сдается...
1982 Магистраль
1984 Любовь и голуби
1985 Вот моя деревня...
1985 Снегурочку вызывали?
1986 Год теленка
1986 Дорогой Эдисон!
1986 Курьер
1986 Перехват
1986 Прости
1987 Где находится нофелет?
1988 Собачье сердце
1988 Город Зеро
1988 Куколка
1989 Отче Наш
1990 Ивин А.
1990 Самоубийца
1990 Адвокат
1991 Отдушина
1991 Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу
1991 Депрессия (Латвия)
1992 В той области небес... (Украина)
1992 Генерал
1992 Новый Одеон.
1993 Русский регтайм
1993 Троцкий
1993 Чтобы выжить
1995 Ширли-мырли
1997 Царевич Алексей
1998 Сочинение ко Дню Победы
1999 $8 1/2 (Восемь с половиной долларов)
1999 Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского
1999 Китайскiй сервiзъ
2001 Остановка по требованию-2
2001 Мамука
2002 Ледниковый период
2002 Спартак и Калашников
2003 Москва. Центральный округ-1
2004 Диверсант
2004 Сосед
2004 32 декабря
2004 Москва. Центральный округ-2
2004 Ночной дозор
2004 Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...
2004 Время жестоких
2005 Ночной базар
2005 Дневной дозор
2005 Время собирать камни
2005 Брежнев
2006 Заколдованный участок
2006 У.Е.
2007 Судебная колонка
2007 07-й меняет курс
2007 Громовы. Дом надежды
2007 Платки
2007 Ликвидация
2007 Код апокалипсиса
2007 Диверсант 2: Конец войны
2008 Я не я
2008 Шаг за шагом
2009 О, счастливчик!
2009 Каникулы строгого режима
2009 Течёт река Волга
2010 Москва. Центральный округ-3
2010 Любовь-морковь 3
2010 Выкрутасы
2010 Любовь под прикрытием
2010-2011 Маруся
2011 О чём ещё говорят мужчины
2011 Ёлки-2
2011 Высоцкий. Спасибо, что живой
2011 Generation "П"
2012 Личные обстоятельства
2012 Легенда №17
2012 Диалоги
2013 Третья мировая
2013 Мёбиус (Бельгия, Люксембург, Франция)
2013 Кукушечка
2013 Бальзаковский возраст, или все мужики сво… 5 лет спустя
2014 Уходящая натура
2014 Екатерина
2014 Выстрел
2014 Под каблуком
2015 Зелёная карета
2015 Экспириенс
2015 Дед Мазаев и Зайцевы
2015 Млечный путь
2016 После тебя
2016 Москва. Центральный округ-4
2016 Ивановы
2016 Мамочки
2017 Актриса
2017 Ничей
2017 Новогодний переполох
2019 Год культуры
2018 Ёлки последние
2019 Крик тишины
2021 "Везёт"
2021 Убийца - короткометражный
2021 Обычная свадьба - короткометражный

Режиссёр:
1970 К вопросу о диалектике восприятия чувств, или Утраченные грезы - короткометражный
1976 Розыгрыш
1979 Москва слезам не верит
1984 Любовь и голуби
1995 Ширли-мырли
1997 100 фильмов о Москве - документальный
1997 Любовь к отеческим гробам...
2000 Зависть богов

Сценарист:
1970 Счастливый Кукушкин - короткометражный
1973 Я служу на границе
1981 Ночь коротка
1995 Ширли-мырли
2000 Зависть богов
2014 Дорога без конца

Продюсер:
1996 Ермак (Германия, Россия)
1999 Любовь зла...
1999 Китайский сервиз
1999 Кадриль
2000 Зависть богов
2004 Сосед
2005 Время собирать камни
2006 Платки
2009 Партия в бридж
2009 Китайская бабушка
2014 Дорога без конца
2014 Белый ягель
2016 Застывший ангел (Китай, Россия)

МЕНЬШОВ
Владимир Валентинович

17.09.1939, Баку - 05.07.2021, Москва

Народный артист России (1991)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актерскую работу» (1973, за фильм «Человек на своем месте»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской (1978, за фильм «Розыгрыш»)
Лауреат Премии «Оскар» в номинации «Иноязычный фильм» (1980, за фильм «Москва слезам не верит»)
Лауреат Приза гильдии прокатчиков США за лучший иностранный фильм (1980, за фильм «Москва слезам не верит»)
Лауреат Премии за лучший иностранный фильм на КФ американских фильмов в Хьюстоне (1981, за фильм «Москва слезам не верит»)
Лауреат Государственной премии СССР (1981, за фильм «Москва слезам не верит»)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999)
Лауреат Приз мэра Москвы Юрия Лужкова «За выдающееся произведение о Москве» на кинофестивале «Московский Пегас-99» (1999, за фильм «Москва слезам не верит»)

Детство

Родители Владимира Меньшова родом из Астрахани. Мама - Антонина Александровна Дубовская (1905 г.р.) – дочь зажиточного крестьянина из села Чаган, что под Астраханью – после революции, опасаясь попасть под раскулачивание, покинула семью. Помыкавшись, она устроилась горничною на судно, совершавшее пассажирские рейсы из Баку в Иран. Здесь то она и познакомилась с первым помощником капитана Валентином Михайловичем Меньшовым (1912 г.р.). В 1938 году они зарегистрировали свои отношения, а спустя год у них родился сын Владимир.

Детские годы Владимира прошли в Баку. Там же, в 1941 году, у него родилась сестренка Ирина, и мама теперь все свое время посвящала воспитанию детей. Отец к тому времени уже успел оставить профессию моряка. Ему предложили работу в НКВД, а от таких предложений в те годы отказываться было крайне опасно.

После войны, в 1947 году, отца Владимира перевели в Архангельск. Сказочная северная природа России покорила юного мальчика. Впоследствии, став режиссером, Владимир Меньшов признавался, что на его творчество немало повлияли те детские впечатления.

Несмотря на переезды, Владимир всегда учился хорошо. Причем заслуга в этом, прежде всего, его самого. С ранних лет Владимир очень много читал, расширяя свой кругозор. Как и все мальчишки, начинал он с приключенческой литературы, но постепенно его вкус развивался, и в старших классах Владимир все больше стал уделять внимания классике. Эту страсть к книгам Меньшов пронес через всю свою жизнь, собрав впоследствии солидную библиотеку.

Между тем, в Архангельске семье Меньшовых не пришлось долго задержаться. Уже в 1950 году Валентина Михайловича вновь перевели – на этот раз в родную Астрахань. Здесь Владимир и окончил школу. Причем окончил с серебряной медалью! Необходимо было определяться с профессией…

Путь в актеры

Валентин Михайлович очень хотел, чтобы сын избрал профессию военного. Однако Владимир мечтал совсем о другом. Еще с детства он увлекся кино. Мальчик не раз пересматривал советские фильмы, многие из которых знал практически наизусть. Кроме того, Владимир участвовал в постановках школьных спектаклей, а также серьезно изучал литературу о кино.

К окончанию школы Владимир твердо утвердился в мысли стать актером. Родители были не в восторге от выбора сына, - слишком уж сомнительной им казалась эта затея, но мешать сыну они не стали. Так, в 1957 году Владимир отправился покорять Москву.

Первая попытка оказалась неудачной. Во ВГИКе юношу забраковали. Причем забраковали по делу, - Владимир оказался совершенно неподготовленным. Но поездка не прошла даром. Окунувшись в новый для себя мир, он был им просто зачарован, и твердо решил не отступать от своей цели.

Владимир вернулся в Астрахань и устроился на завод имени Карла Маркса. Там он работал сначала учеником токаря, а затем токарем. В 1958 году юношу приняли во вспомогательный состав Астраханского драматического театра, где он начал набираться столь необходимого опыта для поступления в театральный институт.

В последующие два года Владимир успел поработать шахтером в Воркуте и матросом в Баку. И только в 1961-м вновь решился на покорение Москвы….

Школа-студия МХАТ. Встреча с Верой Алентовой

В Москве Владимиру Меньшову посчастливилось поступить в Школу-студию МХАТ, - в те годы одно из лучших учебных заведений страны. Еще, будучи студентом, ему довелось поработать (пусть и в массовке) рядом со звездами театральной сцены. И это был ценнейший опыт! Между тем, педагоги не очень-то верили в юношу. По мнению многих, как актер он был совершенно бесперспективен. Что ж, всем свойственно ошибаться…

На втором курсе произошли изменения в личной жизни Владимира Меньшова. Он женился на студентке Школы-студии МХАТ Вере Алентовой. Незаметно пролетели три года, и подошло время выпускных экзаменов. Вот тут-то Владимир Меньшов и Вера Алентова впервые испытали жесточайшее разочарование. Если других студентов распределили по театрам, то для них работы просто не оказалось.

В итоге им пришлось временно расстаться. Владимир Меньшов уехал в Ставрополь, где был принят в труппу Ставропольского краевого драмтеатра имени Лермонтова, а Алентова все же смогла устроиться в Москве – в Московский театр имени А.С. Пушкина.

Возвращение в Москву

В Ставрополе Владимир Меньшов проработал два года. Актером и режиссером. Причем режиссура все больше его захватывала, и в 1967 году он вновь вернулся в Москву, чтобы поступить теперь уже на режиссерский курс.

Меньшов явился во ВГИК к легендарному Михаилу Ромму и представил ему свои литературные работы. Молодой актер настолько понравился мэтру, что тот принял его сразу же на второй курс, специально для него придумав «аспирантуру по режиссуре художественного фильма». Здесь, под руководством Михаила Ильича Меньшов в течение трех лет постигал режиссерское искусство.

Что же касается личной жизни, то отношения между Меньшовым и Алентовой складывались далеко непросто. В 1969 году у них родилась дочь Юля (впоследствии ставшая популярной телеведущей и киноактрисой), но жили Вера и Владимир порознь. Причиной тому было элементарное отсутствие жилья. Денег на квартиру у них не было, вот и приходилось Алентовой с дочерью жить в общежитии театра им А. С. Пушкина, а Меньшову ютиться во ВГИКовской общаге. Такое ненормальное положение, в конце концов, привело к тому, что они приняли решение расстаться.

Удивительного в этом ничего нет. Как в свое время писал Маяковский: «Семейная лодка разбилась о быт». Удивительно другое: прожив не один год врозь, Вера и Владимир вновь соединили свои судьбы. «То, что мы снова стали жить вместе, - большое счастье. Я уверена, что расставание пошло нам на пользу. Думаю, если бы мы не расстались тогда, то наверняка бы расстались позже. Но уже никогда бы не соединились», - считает Алентова.

Первые роли в кино

В 1970 году Владимир Меньшов окончил ВГИК. К диплому однокурсник Владимира Александр Павловский решил поставить на Одесской киностудии комедию «Счастливый Кукушкин». Владимир Меньшов выступил в ней в качестве соавтора сценария, а также исполнителя главной роли – молодого рабочего Кукушкина. Дебют Меньшова удался. В 1971 году картина получила главный приз на киевском кинофестивале «Молодость-71».

Не меньший успех имела и вторая актерская работа Меньшова. За роль молодого председателя колхоза Семена Боброва в фильме режиссера Алексея Сахарова «Человек на своем месте» он был удостоен первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате.

После этого Меньшов вдруг оказался очень востребованным актером. С 1972 по 1976 год он снялся в киноповести «Соленый пес», социальной драме «Последняя встреча» (колхозный бригадир Клим Авилов), производственной драме «Собственное мнение» (психолог Петров). В этих картинах Меньшов создавал образ решительных, волевых людей, обладающих чувством собственного достоинства и обаянием.

Первая режиссерская удача

Несмотря на удачные актерские работы, главным для Меньшова, по-прежнему, оставалась режиссура. Его первой работой на этом поприще стала короткометражка «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», снятая еще в годы учебы. А настоящий дебют в качестве режиссера состоялся в 1976 году.

Картина «Розыгрыш», рассказывающая о жизни современных школьников вызвала у зрителей бурный успех, составными частями которого стали: правдивый сценарий, великолепная игра молодых звезд (Дмитрий Харатьян, Наталья Вавилова, Андрей Гусев, Евдокия Германова), замечательные песни Александра Флярковского и Алексея Дидурова и, конечно же, качественная режиссерская работа. В 1978 году Владимир Меньшов вместе со сценаристом Семеном Лунгиным, оператором Михаилом Бицем и актрисой Еленой Ханаевой были отмечены Государственной премии РСФСР.

«Москва слезам не верит»

В 1978 году Меньшов приступил к съемкам мелодрамы «Москва слезам не верит». Стоит отметить, что сценарий к этому фильму, написанный Валентином Черных, долгое время оставался невостребованным у режиссеров. История девушки-лимитчицы, преодолевающей жизненные трудности и становящейся директором фабрики, никого не воодушевляла. В советском кинематографе уже были подобные картины, например «Светлый путь» Григория Александрова, где главная героиня Таня Морозова волшебным образом из домработницы вырастает в известную стахановку, а затем и в инженера текстильной фабрики. Немало известно и голливудских примеров, самым ярким из которых, конечно же, является драма Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон». Тем не менее, Меньшова все это не смутило, он взялся за работу, как оказалось впоследствии, не зря.

В первую очередь Владимир Меньшов полностью переработал сценарий, увеличив объем до двух серий и введя новых персонажей. На главную роль Кати Тихомировой он определил свою жену Веру Алентову, а на остальные – популярных Алексея Баталова и Олега Табакова и молодых Ирину Муравьеву, Раису Рязанову, Александра Фатюшина. В своей картине Меньшов очень органично соединил две разные эпохи: Москвы 60-х и Москвы 70-х. Очень умело в ткань фильма была введена ретро-сцена с Леонидом Харитоновым, Иннокентием Смоктуновским и Георгием Юматовым.

На экраны фильм вышел в феврале 1980 года и сразу же завоевал сердца миллионов советских граждан. Успех был просто ошеломительным! Люди ходили на него по 2-3-4 раза! Всего за 1980 год только в нашей стране картину посмотрело более 80 миллионов человек! Не удивительно, что по итогам опроса журнала «Советский экран» «Москва слезам не верит» была названа лучшим фильмом года.

Большой успех ожидал картину и за рубежом. Более ста стран курили ее для проката, а в США «Москва слезам не верит» была отмечена высшей кинематографической награды – «Оскара» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Кроме того фильм был отмечен высокими наградами на кинофестивалях в Хьюстоне (США), Кито (Эквадор), Брюсселе (Бельгия) и в Потругалии.

«Любовь и голуби»

Следующей режиссерской работой Владимира Меньшова стала картина «Любовь и голуби» по одноименной пьесе Владимира Гуркина. Эта веселая, бесхитростная комедия неожиданно оказалась в немилости у «верхов». А все дело в том, что закончил ее Меньшов как раз в разгар антиалкогольной компании, развернувшейся в Советском Союзе. Руководству очень не понравилось, что герои фильма нередко прикладываются к стакану, а один из персонажей и вовсе постоянно появляется в кадре поддатым. Меньшову предложили вырезать несколько эпизодов, но он не согласился. Тогда режиссера просто отстранили, а фильм положили на полку. На экраны «Любовь и голуби» вышла (к счастью в полном варианте) лишь поле того, как антиалкогольная компания утихла.

Зрители (в отличие от критиков) встретили «Любовь и голуби» с огромным восторгом. Вскоре на фестивале комедийных фильмов в испанском городе Торремолинас картина получила Главный приз – «Золотую ладью». И сегодня она является одной из любимейших зрителями картин.

Актерские работы в 80-е – 90-е годы

Все эти годы Меньшов продолжал активно сниматься в кино в картинах самых разных жанров. Миллионы зрителей запомнили его по роли Паши Голикова ищущего невесту с помощью двоюродного брата – добряка и весельчака Генки (Александр Панкратов-Черный) в авантюрно-лирической комедии Геральда Бежанова «Где находится Нофелет?».

Среди других работ 80-х: Олег Николаевич в социальной драме Карена Шахназарова «Курьер», Сергей в мелодраме Эрнеста Ясана «Прости», Потапов в публицистической драме Виктора Трегубовича «Магистраль».

Немало интересных работ у Владимира Меньшова было и в тяжелые для отечественного кинематографа 90-е годы. Он вновь сыграл Меньшикова в исторической драме «Царевич Алексей» (первый раз образ соратника Петра I был создан Меньшовым еще в 1976 году в комедии «Как царь Петр арапа женил»), снялся в исторических фильмах «Генерал» и «Троцкий», а также в других картинах. Но главный успех к Меньшову пришел опять в качестве режиссера. Речь идет о комедии «Ширли-Мырли»…

«Ширли-Мырли»

В середине 90-х – время полного развала советского кино – большая часть зрителей обратила свое внимание на западный кинематограф. Поэтому попытка Меньшова создать веселую и главное кассовую картину выглядит, чуть ли, не подвигом. В своей картине «Ширли-мырли» Меньшов выступил одновременно и в качестве автора сценария, и в качестве режиссера, и в качестве актера.

На главную роль многочисленных братьев-близнецов Шниперсонов-Кроликовых он взял блистательного и неподражаемого Валерия Гаркалина. И не ошибся. В том, что картина имела приличный кассовый успех немалая заслуга именно этого актера. Блистательно сыграли уже маститые Инна Чурикова и Олег Табаков, а также популярный Игорь Угольников. Главную женскую роль Меньшов вновь доверил своей жене – Вере Алентовой. На фоне других актеров она смотрелась чуть бледнее, но в целом со своей задачей справилась.

Сказать, что Меньшов создал шедевр, было бы очень сильным преувеличением. Тем не менее, картина получилась веселой, с целым набором неожиданных поворотов. Некоторые из высказываний ушли в народ, став крылатыми, что тоже говорит в ее пользу. Но главное, она показала, что наш кинематограф по-прежнему жив и способен собирать большую зрительскую аудиторию.

В новом веке

В новый век Владимир Меньшов вошел с новой режиссерской работой – ретро-мелодрамой «Зависть богов». Картина раскрывала перед зрителями трагическую историю любви двух людей. Главная героиня фильма Соня (в очередной раз в этой роли снялась Вера Алентова) – уже немолодая женщина, у которой, казалось, есть все в жизни: любящий муж, умный сын, хорошая работа. Но любовь коварная штука, и она без памяти влюбляется во французского журналиста Андрэ (Анатолий Лобоцкий), приехавшего в СССР.

Небольшую роль в картине исполнил блистательный французский актер Жерар Депардье. О том, как Депардье попал в фильм, Меньшов вспоминает с улыбкой: «Вообще-то у нас была договоренность с Бельмондо. Но в то время, на которое были запланированы съемки, он серьезно заболел. Стало ясно, что сниматься он не сможет. В списке возможных кандидатов из известных французов нужной нам возрастной категории были Делон и Депардье – ему позвонили первому. Он дал согласие…»

Критики в который раз прохладно отнеслись к новому фильму Владимира Меньшова, как в свое время к фильмам «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби». Но главными судьями всегда оставались и остаются зрители. Они же встретили картину тепло. Пусть «Зависть богов» и не имела столь бурного успеха, как предыдущие работы Меньшова, но она заняла достойное место в его режиссерской биографии.

Последние работы

В последние годы Владимир Меньшов активно работает в кино и в качестве актера, и в качестве продюсера. Он блистательно сыграл роль Устинова в историческом сериале «Брежнев», майора милиции Брагина в сериале «Москва. Центральный округ» и множество других ролей. Большой успех пришелся на его работу в блокбастерах «Ночной дозор» и «Дневной дозор», где Меньшов создал образ Светлого мага Гесера.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Биография Владимира Меньшова на сайте http://www.krugosvet.ru;
Биография Владимира Меньшова на сайте www.biograph.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.