МИХАЛКОВ
Никита Сергеевич
Родился 21.10.1945, Москва
Народный артист РФ (1984)
Лауреат Приза журнала «Советский экран» на VIII фестивале студенческих фильмов
Всесоюзного государственного института кинематографии (1970, за дипломную работу
фильм «Спокойный день в конце войны»)
Лауреат Приза-пластины «Золотой Тур» за лучшую режиссуру на МКФ в Тегеране (1976,
за фильм «Раба любви)
Лауреат Диплома за лучшую режиссуру на КФ молодых кинематографистов (1976, за
фильм «Раба любви)
Лауреат Премии «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм в итальянском
Лауреат премии имени Ленинского комсомола (1978)
прокате (1978, за фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино»)
Премия «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру МКФ в Оксфорде (1980, за фильм
«Несколько дней из жизни Обломова)
Лауреат Приза ФИПРЕССИ МКФ в Москве (1983, за фильм «Без свидетелей»)
Лауреат Диплома за режиссуру на ВКФ в Киеве (1984, за фильм «Без свидетелей»)
Лучший актер 1984 года по опросу читателей журнала «Советский экран» (за фильм
«Жестокий романс»)
Лауреат Гран-при «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (1991, за фильм «Урга»)
Лауреат Премии «Ника» Киноакадемии в номинации «за лучшую режиссуру» (1993, за
фильм «Урга»)
Лауреат Государственной премии РФ (1993, за фильм «Урга»)
Лауреат специального приза международного фестиваля киноактеров «Балтийская жемчужина»
(1993)
Лауреат Приза «Серебряный голубь» МКФ документальных фильмов в Лейпциге (1994,
за фильм «Анна от 6 до 18)
Лауреат премии Экуменического жюри 47-го Каннского кинофестиваля (1994, за фильм
«Утомленные солнцем»)
Лауреат Приза «Золотой Овен» с формулировкой «Человек кинематографического года»
кинокомпании «Кинотавр» (1994)
Лауреат Премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1995, за фильм «Утомленные
солнцем»)
Лауреат Государственной премии России (1995, за фильм «Утомленные солнцем»)
Лауреат Премия «Вехи» (1995, за фильм «Утомленные солнцем»)
Лауреат Приза «Золотой витязь» IY Международном кинофестивале славянских и православных
народов (1995, за фильм «Сентиментальное путешествие на родину. Музыка русской
живописи»)
Лауреат специального приза за вклад в киноискусство и развитие культуры: «Золотой
Голем» (1995, Прага)
Лауреат Гран-при Америки на МКФ в Монреале (1996)
Лауреат специального приза «За вклад в кино» на МКФ «Балтийская жемчужина» (1996,
Юрмала)
Лауреат специального приза «За вклад в развитие культуры» на Международном экономическом
форуме в Давосе (1996, Швейцария)
Обладатель Медали им. Ханжонкова в номинации «Кинособытие года» за организацию
XXI Московского международного кинофестиваля (1999)
Лауреат Государственной премии России (1999, за фильм «Сибирский цирюльник»)
Лауреат Премии «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль» (2005, за роль
в фильме «Статский советник»)
Лауреат Гран-при «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (2007, за фильм «12»)
Полный кавалер ордена Почетного легиона (1992)
Кавалер французского Ордена изящных искусств и литературы (1994)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1995)
Кавалер ордена Сергия Радонежского I степени Русской Православной Церкви (1995)
Народный артист Кабардино-Балкарии (2009)
Имеет почетную степень доктора наук Международной академии наук и искусств
ЧАСТЬ 1
Род Михалковых
Род Михалковых уходит своими корнями в далекий XV век. Его основателем стал
некий Михалка, чье имя положило начало новой фамилии. По одному из представителей
династии получило свое название и подмосковное имение Михалково, ныне входящее
в черту города.
Наивысшего подъема Михалковы достигли в XVI веке. Они оказались приближены
к великокняжескому, а затем и к царскому двору. Их родовым имением было село Петровское
на Шексне Рыбинского уезда Ярославской губернии, где находилась семейная усыпальница.
Двоюродный дедушка Никиты Михалкова - Сергей Владимирович Михалков (1858 -
1905 гг.) - помещик Ярославской губернии, не раз избирался на различные должности.
Он был почетным мировым судьей по Рыбинскому округу, предводителем дворянства
Рыбинского уезда, а затем и Ярославской губернии.
Сергей Владимирович умер бездетным. Имение Петровское перешло в наследство
к его вдове, Агриппине Владимировне. В числе наследников был и родной брат Сергея
Владимировича – Александр – прадед Никиты Сергеевича Михалкова.
У Александра было трое детей – сын Владимир (дед Никиты Михалкова) и две дочери
- Марица и Ольга. О судьбе Марицы ничего неизвестно, что же касается Ольги (в
замужестве Глебовой), то ее сын Петр Глебов впоследствии стал известным актером.
Отец Никиты Михалкова – Сергей Владимирович Михалков – выдающийся советский
писатель, чьему перу принадлежит незабвенный «Дядя Степа» и множество других стихов
для детей. Сергей Михалков является также и автором текста гимна Советского Союза.
Не менее именитые предки Никиты Сергеевича Михалкова и по материнской линии.
Достаточно вспомнить его прадеда Василия Сурикова – выдающегося русского художника.
Известным художником-живописцем был и дед – Петр Кончаловский. Его дочь Наталия
Кончаловская (мама Никиты Михалкова) – поэтесса и переводчица.
Детство
Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве. До четвертого класса
он учился в 20-й спецшколе. Учился неплохо, но когда программа стала усложняться,
Никита понял, что у него просто нет способностей к точным наукам. Он вспоминает:
«Однажды меня вызвали к доске. Я отправился, по словам классика, с легкостью в
голове необыкновенной. Подошел к доске, увидел уравнение, взял мел. И тут почувствовал,
что не только не могу решить, но просто не понимаю, что написано. И когда за спиной
услышал более-менее бодрый скрип перьев одноклассников, со всей очевидностью ощутил
всю катастрофическую пропасть, на краю которой стою…» В результате спецшколу пришлось
оставить и перейти учиться в обычную среднюю школу.
Зато творческие способности у мальчика проявились уже в раннем возрасте. Что
ж, при таких талантливых предках, это неудивительно. В 1956–1959 годах Никита
учился в музыкальной школе, но мечтал он в будущем стать актером.
В 14 лет Никита Михалков впервые появился на киноэкране, сыграв эпизодическую
роль в фильме Константина Воинова «Солнце светит всем». Затем последовали съемки
в антирелигиозной драме Василия Ордынского «Тучи над Борском» (1960), а в 1961
году он сыграл свою первую большую роль в школьном фильме Генриха Оганесяна .
Столь стремительный взлет вскружил юному актеру голову. Он вспоминает: «Был
случай, от которого я до сих пор краснею. Я только снялся в «Кроше», и фотограф
сделал бессчетное количество моих снимков. Я заклеил ими всю комнату и был чрезвычайно
доволен: я приближался к искусству, к брату (прим. - старший брат Никиты Михалкова
– режиссер Андрей Михалков-Кончаловский). Но когда я вошел однажды в комнату,
увидел развешанные повсюду стрелки. Повел по ним глазами и наткнулся на скромную
фотографию своего прадеда Василия Ивановича Сурикова. Под снимком я прочел надпись:
«Стыдись. Бери пример с предков»
Этот случай стал замечательной прививкой от «звездной» болезни. И по сей день,
по признанию Никиты Сергеевича, у него дома нет ни одной личной фотографии.
«Я шагаю по Москве»
По окончании школы Никита Михалков был зачислен в труппу Театра имени Станиславского.
Однако там для молодого и совершенно неопытного актера работы практически не было.
На сцену он выходил изредка и исключительно в эпизодах. А Никите так хотелось
доказать, что он способен на большее! И такая возможность ему представилась…
Своему первому успеху Никита Михалков в какой-то степени обязан старшему брату
Андрею Михалкову-Кончаловскому. Это он «сосватал» его режиссеру Георгию Данелия
в картину «».
В
картине Никита Михалков создал образ Коли - обаятельного, задорного паренька,
полного любви к жизни, к людям, уверенного в завтрашнем дне. Как признавался впоследствии
Никита Сергеевич: «Я в этом фильме играл самого себя. Даже подумал: «Как, оказывается,
легко быть артистом. Говоришь свой текст - и все». Потом, когда довелось ощутить
все тяготы профессии, понял, что съемки «Я шагаю…» были просто счастливым свободным
полетом, который бывает, наверное, раз в жизни».
«Счастливый свободный полет», - эти слова Никиты Сергеевича очень точно отражают
атмосферу создания того фильма. Картина, снятая в жанре лирической комедии, вышла
на экраны в период так называемой «оттепели» и удивительно точно передала дух
того времени.
Герои фильма, которых исполнили Никита Михалков, и , молоды,
полны надежд, им кажется, что все в этой жизни возможно. Эта необыкновенная легкость
и жизнерадостность, наполняющая фильм, и стала залогом его успеха, в один миг
принеся молодым актерам всесоюзную известность. А песня «Я иду, шагаю по Москве»,
исполненная Никитой Михалковым, стала настоящим символом того поколения.
Щукинское училище. Первый брак
В 1963 году (год выхода на экраны фильма «Я шагаю по Москве») Никита Михалков
поступил на актерский факультет Театрального училища имени Щукина. Вместе с ним
в «Щуку» поступила
– восходящая звезда советского кинематографа, уже успевшая к тому времени стать
знаменитой благодаря ролям в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Роман
между этими двумя звездами привел в 1966 году к свадьбе. А спустя некоторое время
у молодых супругов родился сын Степан.
Их брак просуществовал неполных четыре года. Никита продолжал сниматься (танкист
Бородин в киноромане Даниила Храбровицкого «Перекличка», студент Никита в лирической
комедии Юрия Егорова «Не самый удачный день» и др.), да и Анастасию режиссеры
не оставляли без внимания. Число поклонников и поклонниц росло… У Никиты же тогда
сложилась определенная формула жены: она должна сидеть в усадьбе, то бишь на даче,
рожать детей, варить варенье и ждать мужа. Анастасия теоретически была согласна
с этой формулой, но сама под нее, увы, не подходила.
Разойдясь с Никитой, она сохранила к нему уважение, никогда не сказала сыну
ни одного дурного слова про отца. Впоследствии Анастасия вышла второй раз замуж
- за певца Александра Градского. Но и этот брак постигла та же участь. Этот опыт
усилил неприязнь актрисы к браку, и замуж она больше не выходила.
ВГИК
Руководство Щукинского училища, мягко говоря, не поощряло съемки студентов
в кино. Данный запрет Никита Михалков попросту игнорировал. В результате на четвертом
курсе из-за постоянных отлучек он был исключен из училища.
Этому обстоятельству Никита Михалков сильно не огорчился. Он тут же поступил на
2-й курс ВГИКа в мастерскую знаменитого мастера Михаила Ромма, у которого в свое
время учился старший брат Никиты. Одновременно он успел «подпольно» поставить
дипломный спектакль «12 разгневанных мужчин» с Николаем Бурляевым в главной роли
Учась во ВГИКе, Никита Михалков снял несколько комедийных сюжетов для «Фитиля»
и курсовую работу – лирическую короткометражку «...А я уезжаю домой» по сценарию,
написанному вместе с .
Параллельно Михалков продолжал сниматься в кино. В историко-приключенческой
драме Михаила Калатозова «Красная палатка», рассказывающей о спасении полярной
экспедиции Нобиле он сыграл летчика Чухновского, в мелодраме Андрея Кончаловского
«Дворянское гнездо» - молодого князя, а в «Станционном смотрителе» Сергея Соловьева
- ротмистра Минского. Благодаря работе у столь известных режиссеров Михалков приобретал
бесценный опыт, углубляя свое актерское мастерство.
В 1971 году Никита Михалков закончил ВГИК. Его дипломной работой стал короткометражный
фильм «Спокойный день в конце войны», сценарий к которому написал Рустам Ибрагимбеков.
На VIII фестивале студенческих фильмов картина Михалкова была удостоена Приза
журнала «Советский экран». Эта награда стала первой в бесконечной череде призов
и премий…
Со съемочной площадки в армию
О теме своей первой полнометражной картины Никита Михалков начал задумываться
еще в годы учебы во ВГИКе. Однажды ему попала на глаза заметка в журнале «Наука
и жизнь», рассказывающая о том, как в период гражданской войны чекисты переправляли
золото с Деминского рудника в Москву, и как за ним охотились белогвардейцы. Эта
статья и навела Михалкова на мысль о создании приключенческого фильма.
Для своей будущей картины Михалков собрал замечательную команду из своих друзей
и друзей своего старшего брата: сценариста Эдуарда Володарского, оператора Павла
Лебешева, художника .
Первоначально сценарий носил название «Красное золото» и мало чем отличался от
большинства фильмов о гражданской войне. Но затем Володарский и Михалков решили
его переработать. В результате от первоначального сценария не осталось практически
ничего, изменилось даже название – «Свой среди чужих, чужой среди своих».
В 1972 году киностудия «Мосфильм» включила съемки картины в тематический план.
Съемки должны были уже начаться, но в этот момент произошли непредвиденные события.
«На верху» на одном из заседаний поднялся вопрос о том, что дети многих деятелей
культуры избегают службы в армии, прикрываясь различными справками. Тут же была
спущена директива: «Брать всех!» Вскоре повестка пришла и к Никите Михалкову.
За Михалкова попытались вступиться и , и директор «Мосфильма» Николай Сизов, но эти попытки возымели обратное
действие. Начальник Генштаба, рассвирепев, пообещал сослать Михалкова «на край
земли». И слово свое сдержал. В 1972 году Никита Михалков был призван служить
на Камчатку, в атомный подводный флот. Ему тогда было 27 лет.
Второй брак
В армию Никита Михалков ушел, оставив на гражданке незаконченный фильм и… любимую
девушку.
Еще до армии он познакомился с манекенщицей Общесоюзного Дома моделей Татьяной
Соловьевой. Их первое свидание было совершенно необычным. Никита пригласил девушку
в ресторан, и она пришла туда ярко накрашенной. Увидев это, юноша взял ее за руку,
отвел в туалет и заставил умыться.
Никита Сергеевич вспоминает тот забавный эпизод: «Когда пришла Таня с лиловыми
губами, с чудовищной зеленью вокруг глаз, с наклеенными ресницами и немыслимой
прической, я понял, что под этим есть она, какая-то отдельная, другая. Я ее увидел
в первый раз совсем другой, почему и пригласил. А вот с этим чучелом идти мне
никакого резона нет, я не то приглашал. Во мне нет желания любую крашенную насильственно
умыть: хочешь ходить с такими ресницами, ходи. Я не знаю, зачем Таня пришла в
таком виде. Наверно, чтобы произвести на меня еще больший эффект, а на меня это
произвело совсем другой эффект. Я не хотел ужинать в ресторане не с тем человеком,
которого я пригласил».
Взаимная симпатия вскоре переросла в настоящую глубокую любовь. И вот армия...
Никиту призвали на один год. Никаких поблажек новоявленному солдату не было, потому
Никите пришлось в полной мере хлебнуть всех прелестей солдатской жизни. Первые
полгода прошли как в страшном сне, а затем ему повезло.
При поддержке ЦК ВЛКСМ был организован зимний поход на собачьих упряжках по
Чукотке. В состав экспедиции должны были входить 4 человека: трое гражданских
и один военный. Но командование гарнизона наотрез отказалось выделять солдат.
Тут-то и возникла кандидатура Михалкова, выразившего желание отправиться в поход.
Все это время Никита переписывался с Татьяной, и после демобилизации он первым
делом бросился к ней. Оказалось, что любимая девушка переехала, забыв ему сообщить
свой новый адрес. Единственное, что знал Никита, это то, что она теперь живет
на проспекте Вернадского. Делать нечего, Никита отправился по домам, выспрашивая,
не живет ли здесь манекенщица. И нашел-таки!
Вскоре они сыграли свадьбу. Сыграли скромно, прямо во время съемок фильма «Свой
среди чужих, чужой среди своих». В этом браке у Никиты Сергеевича родились две
дочери (1974 г.р.) и
(1987 г.р.) и сын
(1975 г.р.).
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
К съемкам фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никита Михалков приступил
сразу после возвращения из армии. На главные роли он определил молодых актеров,
ставших впоследствии легендами советского кинематографа: , ,
и уже известного
по фильмам Тарковского Анатолия Солоницина. Роль атамана Брылова он оставил себе.
Съемки
картины проходили в Москве, а затем в окрестностях Грозного и Баку. К концу 1974
года фильм был закончен и вышел в широкий прокат. Казалось, что острый, вестерновый
сюжет, блистательная режиссура, великолепная операторская работа и созвездие молодых
талантливых актеров должны были принести фильму триумфальный успех, но…
Поначалу картина вызвала очень неоднозначную реакцию у критики. Причем ругали
ее гораздо больше, чем хвалили. В вину режиссеру ставили историческую недостоверность,
слабый, невнятный сценарий, отсутствие ярко выраженных героев. Не понравился критикам
и сам стиль фильма, напоминающий американский вестерн. Тот же Брылов в исполнении
Михалкова был настолько обаятелен, что выбивался из привычного шаблона отрицательного
героя.
Да и среди зрителей фильм сначала не имел большого успеха, заняв в прокате
1975 года скромное 22-место. Но время все расставило по своим местам. Картина
вошла в Золотой фонд отечественного кинематографа, став одним из лучших фильмов,
снятых в жанре истерна (советского вестерна). Многие из тех фильмов, что обогнали
в 1975 году «Свой среди чужих, чужой среди своих» канули в вечность, а картину
Никиты Михалкова и по сей день смотрят с огромным удовольствием.
Игорь BIN
ПРОДОЛЖЕНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2000 www.km.ru;
Михалков Никита Сергеевич. Биография http://www.biograph.ru;
Михалков Никита Сергеевич. Биография http://mikhalkovinfo.narod.ru;
Михалков Никита Сергеевич. Биография http://kino.ukr.net;
Виталий Григорьев, «Никита Михалков. Белый орел на красном поле» http://www.whoiswho.ru;
Федор Раззаков, «Наше любимое кино о войне» (М. «Эксмо». 2005);
Федор Раззаков, «Наше любимое кино о любви» (М. «Эксмо». 2005);
Татьяна Богданова, Игорь Изгаршев, «Никита Михалков. Мне приятнее снимать кино»
(«Аргументы и Факты» www.aif.ru);
Ярослав Седов, «Быть свадебным генералом мне неинтересно» (сайт: Газета, www.gzt.ru);
Елена Лаптева, «В своих фильмах я пока обхожусь без рекламы» («Комсомольская правда»);
«Никите Михалкову срочно требуется» кровь http://www.dni.ru |