Фильмография:
1964 Когда песня не кончается
1966 Сказки русского леса
1970 Судьба резидента
1973 Неисправимый лгун
1976 Стажер
1976 Бриллианты для диктатуры пролетариата
1989 Музыкальные игры
|
ПЬЕХА
Эдита Станиславовна
Родилась 31.07.1937, Нуаэль-су-Ланс, Франция
Народная артистка СССР (1988)
Лауреат премии Ленинградского комсомола (1957)
Лауреат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957)
Лауреат IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968)
Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады
Лауреат Международного эстрадного конкурса в Берлине
Лауреат Премии «Овация» (1996)
Франция
Эдита Пьеха родилась 31 июля 1937 году в Нуаэль-су-Ланс, шахтерском поселке
на севере Франции в 300 км от Парижа, департамент Па-де-Кале. Отец - Станислав
Пьеха, шахтер. Мать - Фелиция Королевска. Если бы жизнь эстрадной певицы Эдиты
Пьехи условно разделить на этапы, то: девять лет – Франция, девять лет – Польша,
все остальные года – Советский Союз, Россия, Ленинград, Петербург.
Франция – это черная полоса: смерть отца, смерть брата, немецкая оккупация,
война, расстрелы, бомбежки. Потом была небольшая передышка - это Польша: конец
войны, первый лучик солнца, первые голуби, которых гоняли на крышах мальчишки.
Тогда она научилась свистеть и до сих пор, когда радостно, часто свистит на сцене.
Потом был педагогический лицей, диплом с отличием и золотой медалью. Кандидатура
Эдиты Пьехи была выдвинута в отборочном конкурсе для поступления в вуз в Советском
Союзе. Она победила на этом конкурсе, поскольку постоянно пела на вечеринках,
проводившихся между конкурсными турами.
СССР, Ленинград
Именно в Советском Союзе, в Ленинграде, по мнению самой певицы, на свет родился
уже совсем иной человек, с другим мироощущением, с совершенно другими взглядами.
Человек, который выпрямился после очень тяжелого детства.
Пьеха влюбилась в город на Неве. Она ходила по городу и все не верила: неужели
она, живая, иду по улицам Ленинграда. А когда ей неоднократно предлагали переехать
в Москву, обещая карьеру, она отвечала: «Нет, я провинциалка до мозга костей,
останусь здесь». И в этом городе судьба протянула ей руку в виде Сан Саныча Броневицкого,
который пригласил ее в оркестр. Место для их встречи было назначено на небесах
- Ленинград. Город, в котором двум музыкальным талантам предстояло мощно срезонировать.
Эдита Пьеха и Александр Броневицкий поженились. Как муж и жена, они прожили
вместе двадцать лет. Только ее талант - певицы - оказался на виду. А его дар -
композитора и аранжировщика ее песен - ушел в тень. А потом их звезды устремились
в разные стороны. Ее - еще выше к славе, а его – наоборот забыли. За годы, что
прошли после его смерти, родились поколения, которым имя Александр Броневицкий
ни о чем не говорит.
Эдита Пьеха первая сняла микрофон со стойки, первая стала разговаривать с публикой
на концертах. Она является исполнительницей первых советских твистов и шейков.
В репертуаре певицы были песни известных композиторов Фельцмана и Фрадкина, Петрова
и Портнова, и Пахмутовой на стихи Рождественского и Добронравова, Резника, а также
Александра Флярковского, Александра Морозова, Владислава Успенского. Первой из
эстрадных артистов нашей страны Эдита Пьеха пела в Карнеги-холле в Нью-Йорке,
в самых престижных концертных залах европейских столиц, неоднократно выступала
на сцене парижского зала "Олимпия". Ей доводилось петь и на сцене Государственного
Академического Большого театра, и для оленеводов Чукотки, и в госпиталях Афганистана,
и для космонавтов в сеансах прямой орбитальной связи.
Певице пришлось испытать на себе гнет советской цензуры. Да, и на Эдиту Пьеху,
и на ансамбль «Дружба» Броневицкого было много гонений - внегласные цензоры, чиновники
от идеологии, которые ничего не понимали в искусстве, но которые говорили: «Это
не наше, это плохо». Многих смущала манера пения Эдиты Пьехи. Ее называли «кабацкой
певицей, которую нужно выстирать по самое декольте». Получал немало тумаков и
оскорблений в свой адрес и Броневицкий.
Кинематограф
Эдита Пьеха всегда участвовала в сотнях телевизионных передач, как советских
и российских, так и зарубежных. В 1956 года она снялась в документальном фильме
"Мастера ленинградской эстрады".
В 1964 году певица дебютировала в роли певицы в музыкальном фильме-ревю режиссера
Романа Тихомирова «Когда песня не кончается». Действие фильма происходит во время
фестиваля «Ленинградское лето», сюжет которого объединил концертные номера с участием
мастеров искусства: Людмилы Зыкиной, Муслима Магомаева, Георга Отса, Аркадия Райкина.
Кинематографисты обратили внимание на Эдиту Пьеху, как на киноактрису в 1969
году. У режиссера Вениамина Дормана она блестяще сыграла роль немецкой разведчицы
в приключенческом фильме "Судьба резидента" по роману О. Шмелева и В.
Востокова «С открытым сердцем».
Потом в 1972 году режиссер Вилен Азаров пригласил певицу на роль в комедии
"Неисправимый лгун". Веселый, душевный рассказ о добром, доверчивом
парикмахере, которому никто не верит, когда он оправдывает опоздание на работу
по уважительной причине. Но с парикмахером действительно каждый раз происходит
что-то необыкновенное: то обед у эмира Бурухтании, то встреча с неотразимой Эдитой
Пьехой. В картине великая певица сыграла ... саму Эдиту Пьеху! И ее партнерами
по фильму стали Георгий Вицин и Инна Макарова, Николай Прокопович и Владимир Этуш.
В 1975 году Григорий Кромановов поставил политический детектив "Бриллианты
для диктатуры пролетариата" по одноименному роману Юлиана Семенова, в котором
Эдите Пьехе досталась роль французской шпионки.
А в музыкально - фантастической комедии «Музыкальные игры» режиссера Виталия Аксенова
замечательная певица снялась с известными артистами эстрады: Татьяной Колесниковой
и Андреем Вознесенским, Марией Пимчун и Вячеславом Цой, Аллой Кондинко и Ольгой
Домущу.
О жизни и творчестве Эдиты Станиславна Пьехи снято несколько телевизионных
и документальных фильмов: "У меня есть каравелла", "Песня - любовь
моя", "Если б знали вы, как мне дороги...", "И снова все сначала"
– режиссера Солдатенкова, "Да здравствует бал!" – режиссера Макарова.
Живет довольно скромно…
Несмотря на то, что Эдита Пьеха проработала более пятидесяти лет на эстраде,
стала народной артисткой Советского Союза, живет она довольно скромно, у нее совсем
маленькая пенсия. В Советском Союзе она не заработала себе капитала, не достигла
того состояния, когда могла бы сказать: «Все, Пьеха, ты можешь уже не работать».
Эдита Пьеха свободно владеет польским, немецким, французским, русским языками,
поет на десятках языков мира. В свободное время любит ходить пешком, играет в
бадминтон, любит кататься на велосипеде. Певица сама любит ходить в магазин. Правда,
неспроста. Скорее всего, это наследие трудного детства: будучи несчастной девочкой,
живущей в голодной Франции, питающейся похлебкой. Однако, кроме голодного, недоеденного
детства есть у нее еще и детство недоигранное. Поэтому - то она и на сцене до
сих пор себя ведет как ребенок: непосредственна, искренна.
Музыкальные предпочтения певицы - французский шансон: Эдит Пиаф, а любимые
артисты отечественной эстрады - Клавдия Шульженко, Александр Вертинский, Марк
Бернес и Леонид Утесов.
Платья шьет Зайцев…
У Эдиты Пьехи никогда не было ни продюсера, ни имиджмейкера. Своего образа
певица добилась с помощью элементарной интуиции. Просто чувствовала, какой она
должна быть. Она понимала, глядя в зеркало и на фотографии, что нужно в себе запомнить,
сохранить, а что выкинуть. Кстати, актриса всегда сама наносит себе макияж и делает
прическу.
Кстати, прическу певице подсказал модельер Вячеслав Зайцев. Они познакомились
случайно, еще в самом начале карьеры модельера. Тогда какой-то испанский журнал
заказал агентству ТАСС интервью с самой популярной звездой эстрады. Выбрали Пьеху.
И вдруг оказалось, что ей не в чем достойно представить Советский Союз!
Тогда ленинградский Дом моды подобрал платья для певицы. Там как раз пробовал
свои силы Зайцев. После удачной поездки в Испанию он и предложил сшить актрисе
еще и концертные платья. Так он и стал «костюмером» Эдиты Пьехи. Сама бы она ни
за что не потянула такие расходы! На какие деньги? А когда Зайцев стал популярен,
он стал шить певице костюмы по «льготным», дружеским ценам. На зарубежных гастролях
она выискивала уцененные ткани, которых не было в российских магазинах. Везла
их ему. А все думали, что Эдита Пьеха заказывает свои костюмы в Париже.
Концертные платья Пьехи всегда украшают розы. Когда-то певица придумала это
от безысходности. Ведь украшений в то время у нее не было. Кроме того, розы еще
и символичны - это любимые цветы отца Пьехи, который выращивал их в саду и продолжал
заботиться об оранжерее даже в голодные военные годы.
Мужчины в жизни
Эдита Пьеха никогда не коллекционировала мужчин. Хотя у нее были предложения
руки и сердца от слесаря до генерала... Она была недоступной. Влюблялась певица
редко и надолго. Ее первый муж, руководитель ансамбля "Дружба", где
она была солисткой, Сан Саныч Броневицкий, зрелый мужчина, на шесть лет старше,
долго за ней ухаживал и сумел как-то дать ей понять, что вечных девочек не бывает.
Сан Саныч ростом был чуть выше Наполеона, при этом страшный умница и обладатель
очень выразительных глаз. Пьеху любил безумно и страшно ревновал. Правда, сам
при этом слыл большим любителем слабого пола...
Она не устраивала сцен. Что толку? Ну разошлись бы они не через двадцать лет,
а намного раньше. И что? Зрители не услышали бы и половины лучших песен... Правда,
не выдержав его бесконечных романов, Пьеха завела свой роман - с полковником КГБ
Геннадием Шестаковым, ставший впоследствии вторым мужем певицы.
Второй муж был красив, за чужими юбками не бегал, считая это ниже своего мужского
достоинства, но глаза у него все время бегали в поисках стакана водки... Это его
и сгубило.
После развода со вторым мужем был у Эдиты Пьехи еще один брак - третья ее ошибка.
Первые годы семейной жизни с Владимиром Поляковым казалось, что с ним, наконец
– то, пришло тепло. Певица думала, что Володя – ее скорая помощь. Но что-то в
их отношениях разладилось. Они совсем не ссорились, не конфликтовали, просто разбежались...
Наверное, слишком разные люди.
Больше ошибаться Эдита Пьеха не решилась: и так много отпущено судьбой - быть
счастливой артисткой, счастливой мамой, - женское счастье можно оставить и на
обочине...
Родные люди
Илона, Стас и Эрика - родные люди певицы. Она пытается все, что они делают,
воспринимать объективно. Считает, что каждый из них – на своем месте. Они делают
все так, как они это чувствуют. И особенно Стас Пьеха, который сам себя определил
на сцену. Никто его не тащил. Он тайком от мамы и бабушки – пошел в певцы.
Эдиту Пьеху радуют успехи ее близких. Илона в последнее время, правда, отошла
от певческой карьеры, но она и режиссер, и сценарист, и хозяйка вечеринок, она
придумщица, вулкан — это у нее от папы. А вот артистичность и культура, — скорее
всего от знаменитой мамы! А внучка Эрика сказала, что артистов в роду хватит,
и занялась архитектурой.
Эдита Пьеха хоть и поет "Никогда любить не поздно", однако прекрасно
понимает, что по-настоящему счастлива она была только на сцене…
Татьяна Новитченская
Использованные материалы:
«Эдита на службе», Елена Петрова, газета «Аргументы и Факты».
«Я сама уходила от своих мужей», Татьяна Максимова, газета «Комсомольская правда».
«Недоступная Пьеха», Владимир Полупанов, газета «Аргументы и Факты».
«Эдита Пьеха отзывает свою биографию из книжных магазинов», Ирина Гордон, интервью
РИА Новости, сентябрь 2007 г.
«Эдиту Пьеху обвинили в дебоширстве и хулиганстве», интервью «Новости HEWS. Rin.
Ru.”
«Меня называли кабацкой певицей», Владимир Преображенский, газета «Новые Известия,
ноябрь 2007 г.
«Мне предложили вернуться во Францию, но я отказалась», Ирина Брыкина, газета
«Комсомольская правда», июль 2007 г.
«Второй муж был красив, за чужими юбками не бегал», Михаил САДЧИКОВ, газета "CN-Столичка".
«После юбилея мне нужно будет скинуть 15 килограмм и подтянуть щеки», Михаил Марголис,
Газета «Известия», июль 2007 г.
|