1938 Волга-Волга
1939 Девушка с характером
1940 Любимая девушка
1941 Первопечатник Иван Федоров
1941 Сердца четырех
1944 Иван Никулин
1946 В горах Югославии
1947 Алмазы
1948 Молодая гвардия
1949 У них есть Родина
1950 Жуковский
1951 В степи
1951 Сельский врач
1951 Незабываемый 1919 год
1952 Возвращение Василия Бортникова
1952 Вихри враждебные
1955 Первый эшелон
1955 Крушение эмирата
1955 Пути и судьбы
1956 Разные судьбы
1956 Полюшко-поле
1957 Рассказы о Ленине
1957 Шторм
1958 Очередной рейс
1958 На дорогах войны
1958 Страницы былого
1959 Баллада о солдате
1959 Неоплаченный долг
1959 Тоже люди
1959 В степной тиши
1960 Первое свидание
1960 Трижды воскресший
1961 Песня о Кольцове
1961 В пути
1961 Взрослые дети
1961 Пять дней, пять ночей
1963 Это случилось в милиции
1963 Оптимистическая трагедия
1964 Большая руда
1964 Встреча на переправе
1965 Ваш сын и брат
1965 Зеленый огонек
1966 Перекличка
1966 В западне
1967 Ни дня без приключений
1967 За нами Москва
1968 Скуки ради
1969 Я его невеста
1969 Странные люди
1970 Освобождение
1970 Кремлевские куранты
1970 Главный свидетель
1971 Возвращение "Святого Луки"
1971 Украденный поезд
1972 Нюркина жизнь
1972 Печки-лавочки
1973 Здесь наш дом
1973 Черный принц
1976 ...И другие официальные лица
1976 Там, за горизонтом
1978 Версия полковника Зорина
1978 Любовь моя, печаль моя
1979 Близкая даль
1979 Профессия - киноактер
1980 Тегеран-43
1981 Незваный друг
1981 От зимы до зимы
1982 Частная жизнь
1982 Надежда и опора
1982 С вечера до полудня
1983 Тайна "Черных дроздов"
1983 Белые Росы
1984 Мертвые души
1986 В распутицу
1987 Апелляция
1987 Забытая мелодия для флейты
1993 Трагедия века
1995 Ширли-мырли
САНАЕВ
Всеволод Васильевич
25.02.1912, Тула - 26.01.1996, Москва
Народный артист СССР (1969)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967)
Дипломант Всеболгарского фестиваля в Варне (1972)
Лауреат Премии за лучшую мужскую роль на XVII ВКФ в Киеве (1984)
Детство
Всеволод Санаев родился 25 февраля 1912 года в Туле, в семье потомственных
тульских оружейников. В семье никто не сомневался, что из мальчика вырастет рабочий.
Ремесло шло в руки. Так начинался путь мастерового. Увлечение же драмкружком серьезно
никто не воспринимал, опасений ничто не вызывало. Родители мирились и с работой
в тульском драматическом театре. Даже когда Всеволод Санаев уехал учиться в Москву,
блудного сына ждали домой почти до января, не высылали зимнее пальто, в надежде,
что вернется. Но он не вернулся. Родители научили Всеволода Санаева твердости
и ответственности за принятое решение. Успешно пройдя все вступительные испытания,
Всеволод Санаев стал студентом Государственного института театрального искусства,
который окончил в 1937 году.
Театр
После окончания ГИТИСа Всеволод Санаев был принят во МХАТ. Работы в театре
у Всеволода Санаева всегда было немного, да и корифеи театра неохотно делились
ролями. Актера отличали обаяние, простота, естественность, он нравился зрителям,
но влюблена была публика в других. И эти "другие" получали свои роли…
В итоге в 1942 году Всеволод Санаев принял решение уйти из труппы.
Мхатовцев удивило решение Санаева покинуть театр после многих, пусть не блестящих,
лет работы на сцене. Свой уход из театра Всеволод Санаев объяснил просто и убедительно:
"Оставить МХАТ, друзей, сцену - дело, конечно, нелегкое. Но в каждом человеке
должно быть сознание - может, это называется призванием, - что в какой-то определенной
области жизни он необходим".
Призванием же Всеволода Санаева был кинематограф. Проработав три года в Театре
имени Моссовета, он в 1946 году перешел в Театр Киноактера, но уже в 1948 году
оставил и его. Оставил ради кинематографа...
Кино
Кино Всеволод Санаев любил, казалось, непонятной, странной даже близким людям
любовью. И с ним актеру повезло больше, чем с театром. Дебют Всеволода Санаева
на экране состоялся в 1938 году в фильме
«Волга-Волга», где актер
сыграл маленькую роль лесоруба. Очень скоро он стал очень востребован, - у Всеволода
Санаева, как говорят в музыке, был абсолютный слух. Он никогда не фальшивил, чем
привлекал к себе режиссеров, часто ищущих в нем "спасителя схематично написанных
ролей".
В кино Всеволод Санаев снимался много. Редкий год обходился без роли, чаще
бывало по несколько ролей. О Санаеве писали, критики отмечали исполненные им роли
отца поэта в фильме "Песнь о Кольцове", рабочего Емельянова в фильме
Сергея Юткевича "Рассказы о Ленине", рядового Еремеева в комедии Константина
Юдина "Сердца четырех"...
Актерская судьба Всеволода Санаева складывалась удачно, но настоящее, полное
признание к актеру пришло не сразу. Как оказалось, служил Всеволод Санаев будущему
кино, в котором он должен был работать во всеоружии мастера.
Он терпеливо, верно, преданно, выполнял любую работу, которую ему предлагали
в кино. И ждал… ждал более четверти века. А через тридцать лет ему было присвоено
звание народного артиста РСФСР...
За свою жизнь Всеволод Санаев снялся более чем в семидесяти картинах. Зрителям
известны, прежде всего, фильмы "Возвращение Василия Бортникова", "Первый
эшелон», "Пять дней, пять ночей", "Белые Росы", "Забытая
мелодия для флейты", хотя список можно перечислять еще долго.
Роли «хороших» и «плохих»
Работа над фильмом "Оптимистической трагедией" еще не завершилась,
когда актера пригласили на новую роль - майора Сазонова в фильме "Это случилось
в милиции". Сазонов - человек, близкий Всеволоду Санаеву. Только что был
Сиплый, страшный, чудовищный тип. Доброе лицо Всеволода Санаева, обаятельная улыбка
не были спрятаны под грим в "Оптимистической трагедии" - они как раз
и делали отрицательную роль предателя Сиплого зловещей, еще более отвратительной.
Мерзость человеческого отрепья выявляла себя в фигуре Сиплого с предельной наглядностью.
И вот эту шкуру должен был сбросить с себя артист. От Сиплого Всеволод Санаев
возвращался к себе, отдыхал душой. Майор Сазонов больше всех санаевских героев
похож на самого Всеволода Санаева. Всесоюзную известность принесла Всеволоду Санаеву
роль мудрого, рассудительного, чуть ироничного милицейского полковника Зорина
в детективной трилогии о милиции – "Черный принц", "Возвращение
"Святого Луки" и "Версия полковника Зорина".
Поведение Санаева - актера на экране было абсолютно убедительным, а интонации
необычайно достоверными. Это и сделало Всеволода Санаева своеобразным "государственным
художником", будто испытанным властями и доказавшим свою "пригодность",
таких в пятидесятые годы было немного. Всеволоду Санаеву доверяли роли положительных
персонажей, роли людей, которыми руководит государство, – директор МТС, совхоза
или колхоза, парторг, во множестве сыграны Санаевым. И все же обыкновенные, простые
зрители искренне любили актера, по разрешению власти олицетворявшего саму же эту
власть.
Среди заметных ролей Всеволода Санаева – директор МТС Кантауров в фильме "Возвращение
Василия Бортникова", Донцов в фильме "Первый эшелон", старшина
Козлов в "Пять дней – пять ночей".
О Шукшине и Санаеве
Герои Всеволода Санаева живут рядом, по соседству. Они без труда узнаваемы.
Прожившие на земле немногим больше сорока лет они уже надломлены обстоятельствами
жизни, непосильной работой, тайными думами. Эту подлинность переживания невозможно
сыграть, ее можно лишь приобрести, это и почувствовал Василий Макарович Шукшин.
В его фильмах "Ваш сын и брат", " Думы", "Странные люди",
"Печки-лавочки " Всеволод Санаев создал правдивые и разноплановые образы.
"Счастлив, что работал с Макарычем, - рассказывал Всеволод Санаев - Сомневался:
молодой режиссер, снимает всего второй большой фильм - что он знает, чему может
научить. Когда приступали к съемкам, он все на мои руки поглядывал - опасался,
видно, что выйдут не кряжистыми. Тогда я помню, ему сказал: главное у человека
- глаза, а руки... "Ну что же, сделаю их беспокойными, не привыкшими находиться
без дела", - ответил Макарыч, чуть–чуть подумав, на том и порешили...
Только рядом с этим режиссером я понял, как надо жить - и не только в искусстве.
Многие толкуют о правде в нашем киношном деле - какая она наяву, а какая на экране,
а вот у Шукшина особенная - единая и там, и тут...".
На похоронах Василия Шукшина в череде официальных речей говорили много. И председатель
Госкино СССР Ермаш, и народный артист СССР Герасимов, и Ростоцкий, и писатель
Бондарев, все они говорили о вкладе Шукшина в развитие советской литературы, искусства,
о его многогранной творческой деятельности, говорили правильно, но как всегда
казенно, а всем хотелось чего-то другого. И вот к микрофону вышел Всеволод Санаев.
Он долго молчал и, наконец, с трудом выговорил всего три слова: "Братцы,
горе-то, какое!"... И заплакал, не скрывая слез, настоящих, а не актерских.
Стоявшая рядом с Санаевым Нина Афанасьевна Сазонова, снявшаяся у Шукшина в картине
"Живет такой парень", не ожидая такой простоты, инстинктивно ухватилась
за руку актера, и окаменевшая, так и стояла, пока плачущего Всеволода Васильевича
бережно не увели от гроба. Вот и всем надо было так сказать и больше ничего не
добавлять.
Интересны последние киноработы Всеволода Санаева. Стоит отметить блистательный
дуэт актера с Борисом Новиковым в мелодраме "Белые Росы" (роль - Федор
Ходас), роль начальника в министерстве из картины Эльдара Рязанова "Забытая
мелодия для флейты".
Личная жизнь
В последние годы Всеволод Санаев сетовал, что ему не дали спеть в кино и сыграть
комедийную роль. Но актер никогда не жаловался ни на жизнь, ни на удары судьбы.
На вопрос: "Кем бы он стал, если бы не был актером", он отвечал: "Я
был бы замечательным гармонных дел мастером".
Всеволод Санаев был вообще неразговорчив, когда речь заходила о нем самом.
Больше любил говорить о других. Не то, чтобы его совсем не интересовали свои успехи,
но такой его талант человеческий: думать о чужих победах без зависти, а вот на
беду - отзываться с беспокойством.
Постоянно вспоминал Всеволод Санаев Василия Шукшина, уроки Шукшина, особенно
один из них, нужный всем и каждому: "Чем открытее человек, чем меньше он
чего-нибудь стыдится или боится, тем меньше желания вызывает у людей дотронуться
в нем до того места, которое он бы хотел, чтоб не трогали". Вот и старался
Всеволод Санаев жить "по – шукшински".
Дочь - Елена Санаева - актриса, вдова актёра и кинорежиссёра Ролана Быкова.
Внук - Павел Санаев - российский актер, сценарист и режиссёр.
Автор – Татьяна Новитчинская
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Всеволод Санаев. Творческая биография http://www.russkoekino.ru;
"Признание в любви" Журнал "Литературная учеба", В. М. Шукшин;
"Шукшинские дни на Алтае" Журнал "Смена";
"Слово о малой родине" Сборник "Нравственность есть правда",
Василий Шукшин