Фильмография:
1941 Маскарад
1947 Поезд идёт на восток
1948 Повесть о настоящем человеке
1949 У них есть Родина
1950 Далеко от Москвы
1956 Это начиналось так...
1956 Две жизни - короткометражный
1957 Семья Ульяновых
1957 Летят журавли
1957 Коля дома один - короткометражный
1957-1958 Тихий Дон
1958 Тревожная ночь
1958 Ночной гость
1959 Хождение по мукам
1959 Фома Гордеев
1959 Баллада о солдате
1960 Серёжа
1960 Своя голова на плечах
1961 В трудный час
1961 Академик из Аскании
1962 Путь к причалу
1962 Перекресток
1962 Вступление
1963 Я шагаю по Москве
1963 Человек, который сомневается
1963 Синяя тетрадь
1963 Оптимистическая трагедия
1963 Живые и мертвые
1963-1964 Русский лес
1964 Три сестры
1964 Мать и мачеха
1964 Валера
1965 Тридцать три
1965 Рабочий поселок
1966 Я солдат, мама
1966 Маленький беглец (СССР-Япония)
1966 История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
1966 Берегись автомобиля
1967 Четыре страницы одной молодой жизни
1967 Татьянин день
1967 Прямая линия
1968 Капа - короткометражный
1968 ... И снова май!
1968 Доживем до понедельника
1969 Только три ночи
1969 Странные люди
1969 Преступление и наказание
1969 День и вся жизнь
1969 Гори, гори моя звезда
1970 Счастье Анны
1970 Сохранившие огонь
1970 Расплата
1970 Море в огне
1970 День да ночь
1970 В лазоревой степи
1970 Белорусский вокзал
1971 Телеграмма
1971 Месяц август
1971 Конец Любавиных
1971 Дорога на Рюбецаль
1971 Джентльмены удачи
1971 Второе дыхание
1972 Приваловские миллионы
1972 Печки-лавочки
1972 Опасное путешествие - короткометражный
1972 Меченый атом
1972 Командир счастливой "Щуки"
1972 Сапожки - короткометражный
1973 Последний подвиг Камо
1973 И на Тихом океане...
1973 Друзья мои...
1973 Двое в пути
1973 Дверь без замка
1974 Соколово (СССР-Чехословакия)
1974 Сержант милиции
1974 Помни имя своё (СССР-Польша)
1974 Повесть о человеческом сердце
1974 Небо со мной
1974 Москва, любовь моя
1974 Любовь земная
1975 Роса
1975 Память
1975 От зари до зари
1975 Мои дорогие
1975 Когда наступает сентябрь
1975 Ирония судьбы, или С легким паром!
1975 Единственная
1975 Алмазы для Марии
1976 Тимур и его команда
1976 Приключения Нуки
1976 Преступление
1976 Мастер
1976 Додумался, поздравляю!
1976 Два капитана
1976 Белый Бим - Черное ухо
1977 Исчезновение
1977 Девочка, хочешь сниматься в кино?
1977 А у нас была тишина...
1978 Срочный вызов
1978 Последний шанс
1978 Пока безумствует мечта
1978 Молодая жена
1978 Люди на земле
1978 Дети как дети
1978 Близкая даль
1979 Цыган
1979 Удивительные
приключения Дениса Кораблева
1979 Сцены из семейной жизни
1979 Опасные друзья
1979 Несколько дней из жизни И.И. Обломова
1979 Моя Анфиса
1980 Что там, за поворотом?
1980 Тайное голосование
1980 Последний побег
1980 Полет с космонавтом
1980 Ночное происшествие
1980 Не стреляйте в белых лебедей
1980 Мелодия на два голоса
1980 Вам и не снилось...
1980-1981 Долгая дорога в дюнах
1981 Шофер на один рейс
1981 Хочу, чтоб он пришел
1981 Сашка
1982 Путешествие будет приятным
1982 Оставить след
1982 Надежда и опора
1982 Детский мир
1982 Возвращение резидента
1983 Я тебя никогда не забуду
1983 Хозяйка детского дома
1983 Признать виновным
1983 Моментальный снимок - короткометражный
1983 Карантин
1983 И жизнь, и слезы, и любовь
1983 Возвращение с орбиты
1983 Витя Глушаков - друг апачей
1984 Тихие воды глубоки
1984 Сильная личность из 2 "А"
1984 Репортаж с линии огня
1984 Похищение
1984 Нам не дано предугадать...
1985 Самая обаятельная и привлекательная
1985 Осенние утренники
1985 Не ходите, девки, замуж
1985 Город невест
1985 Говорит Москва
1985 Внимание! всем постам...
1986 Певучая Россия
1986 Очная ставка
1986 Мужские тревоги
1986 Земля моего детства
1986 Верую в любовь
1986-1988 Жизнь Клима Самгина
1987 Ссуда на брак
1987 Спасите наши души
1987 Возвращение
1988 Запретная зона
1989 Женщины, которым повезло
1989 Во бору брусника
1989 Авария - дочь мента
1990 Наутилус
1990 Место убийцы вакантно...
1990 Мальчики
1990 Затерянный в Сибири
1990 Бабник
1990 Автостоп
1991 Пока гром не грянет
1991 Кровь за кровь
1992 Хэлп ми
1992 Фиктивный брак (Украина)
1992 Риск без контракта
1992 Новый Одеон
1992 Ваш выход, девочки...
1993 Я сама
1993 Несравненная (Украина)
1993 Завещание Сталина
1993 Бравые парни (Украина)
1993 Бездна (круг седьмой)
1994 Курочка ряба (Россия,-Франция)
1995 Маша и звери
1995 Бульварный роман
1997 На заре туманной юности
1998 Стрингер / Stringer, The (Россия-Великобритания)
1998 Сочинение ко Дню Победы
1998 Не послать ли нам... гонца?
2001 Сыщик с плохим характером
2001 Семейные тайны
2001 На полпути в Париж
2001 Игры в подкидного
2001 Домик окнами в сад
2008 Вальс на прощание
|
СОКОЛОВА
Любовь Сергеевна
31.07.1921, Иваново-Вознесенск – 06.06.2001, Москва
Народная артистка СССР (1990)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за лучшие актёрские работы»
за 1983 год
Награждена многими медалями, в том числе «За отвагу» и «За трудовую доблесть»
Детство
Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в городе Иваново-Вознесенске в семье
столяра-краснодеревщика Сергея Максимовича Соколова и продавца (а позднее – директора
магазина) Прасковьи Федоровны Соколовой. Родители с детства приучали детей к труду:
Люба и за скотиной ходила, и огород копала, и обои клеила.
С юных лет у девочки проявились артистические способности. Уже в 5-6 летнем
возрасте она устраивала для соседей спектакли, наряжаясь в старинные детские платья.
Позже, учась в школе, Люба с удовольствием участвовала в художественной самодеятельности,
читала стихи, пела. В 10-м классе она, занимаясь в драмкружке, успешно сыграла
Агафью Тихоновну в «Женитьбе». Люба была завсегдатаем Ивановской музкомедии. Руководство
театра видя, насколько девушка увлечена, даже распорядилось бесплатно пускать
ее на спектакли. Там же в 1937 году на юбилей А.С. Пушкина 16-летняя школьница
в цилиндре и смокинге читала монолог Онегина: «Вы мне писали? Не отпирайтесь,
я прочел...» Зрители были просто в восторге!
Мама мечтала, чтобы дочь поступила в консерваторию, однако руководительница
школьного драмкружка вынесла вердикт – певицей девушке не быть, и посоветовала
поступать в педагогический. Люба прислушалась к совету и в 1940 году отправилась
в Ленинград…
Ленинград. Предвоенные годы
В Ленинграде Любовь Соколова поступила в Педагогический институт имени Герцена.
Сразу же после этого девушка узнала, что Сергей Герасимов набирает слушателей
в только что открытую при «Ленфильме» актерскую школу. Как тут было не воспользоваться
представившейся возможностью?! Люба отправилась на прослушивание и, прочитав монолог
Нины Заречной из чеховской «Чайки», покорила приемную комиссию.
Следующие полтора года Любовь Соколова совмещала учебу в педагогическом институте
и в актерской школе. А чтобы как-то прожить, она еще умудрялась подрабатывать
на вокзале – носила чемоданы! Там же в актерской школе Любовь Соколова встретила
свою любовь в лице студента Георгия Араповского. «Как он за мной ухаживал! – рассказывала
Любовь Сергеевна. - На шестой этаж на руках поднимал». В мае 1941 года они поженились.
Все складывалось прекрасно: и учеба, и личная жизнь. В 1941 году мог состояться
и ее дебют на киноэкране: начинающей актрисе предложили роль в картине «Фронтовые
подруги». Однако Любовь Соколова, по ее собственному признанию, тогда обиделась
на автора сценария Сергея Михалкова, спевшего в кадре, как ей показалось, неприличную
частушку. Возмущенная, она отказалась от роли. Вместо нее сыграла Тамара Алешина.
На экране Любовь Соколова все же появилась – в картине «Маскарад» она была
среди танцующих на балу. Но этот эпизод был настолько крошечным, что ее имя не
было даже упомянуто в титрах.
Война. Блокада
Когда началась война, Любовь Соколова пошла работать на авиационный завод слесарем
по обработке деталей к двигателям самолётов. Мужа по зрению в армию не взяли,
он и свекровь также устроились на завод. Любови Сергеевне чудом удалось пережить
блокаду. А вот ее мужу и свекрови – нет. Они погибли от голода, разделив участь
тысяч ленинградцев…
ВГИК
В феврале 1942 года Любовь Соколова вместе с другими ленинградцами была эвакуирована
под бомбежками и обстрелами по льду Ладожского озера. Некоторое время она ухаживала
за ранеными на эвакуационном пункте при «Дороге жизни». Затем перебралась в Иваново,
а оттуда – в Москву.
В столице Любовь Соколова добилась приема у министра кинематографии. Тогда
как раз вышло постановление о том, что ленинградские блокадники имеют право поступать
в любое учебное заведение без экзаменов. Соколова попросилась во ВГИК (который
находился в эвакуации в Алма-Ате), и летом 1942 года она была зачислена на 2-й
курс актерского факультета.
Учиться ей довелось у выдающихся мастеров: Сергея Герасимова, Бориса Бибикова,
Ольги Пыжовой. Будучи студенткой, она часто играла в учебных спектаклях главные
роли классического репертуара. Многие ее сокурсники заглядывались на красивую
девушку с роскошными косами, но Люба никого близко не подпускала – слишком сильна
была еще боль от потери любимого мужа…
Послевоенные годы
В
1946 году Любовь Соколова с отличием окончила институт и пришла работать в Театр-студию
киноактера. Вскоре состоялся и полноценный дебют на киноэкране – в картине режиссера
Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» она исполнила небольшую роль
медсестры-партизанки Варвары, в дом которой приполз из леса раненый Мересьев (его
играл Павел Кадочников). Впрочем, та работа не принесла ей ни какой-либо известности,
ни денег. Жила актриса буквально впроголодь, едва сводя концы с концами.
В 1949-50 годах Соколова снялась еще в паре кинолент, по-прежнему исполняя
эпизодические роли. А в 1951 году ей в числе других молодых актеров предложили
поехать в Германию, где в Группе советских войск создавалось два театра. Соколова
согласилась. В течение следующих пяти лет она напряженно работала, гастролируя
по всем войсковым частям, расположенным в Германии. Среди ее героинь были как
персонажи классического репертуара, так и современного: Шурка в «Егоре Булычеве
и других», Любушка-горбунья в «Последних» Максима Горького, Поленька в «Доходном
месте» Александра Островского, Женя Шабунина в пьесе Бориса Лавренева «За тех,
кто в море»...
Вторая половина 60-х. Работа и семья
В 1956 году Любовь Соколова вернулась в Москву, во вновь открытый Театр-студию
киноактера. Одновременно с этим стали поступать одно за другим предложения сняться
в кино. В 1956-59 годы она сыграла Груню в короткометражке «Две жизни», Анну Ульянову
в биографической ленте «Семья Ульяновых», жену Штокмана в экранизации шолоховского
«Тихого Дона», Екатерину в драме «Ночной гость», Анисью в «Хождениях по мукам»
и ряд других ролей.
Во
время съемок последней картины драмы «Хождения по мукам» Любовь Соколова познакомилась
с начинающим кинорежиссером Георгием Данелия. Она вспоминала: «…на съемках <…>
очень активно стал ухаживать за мной Георгий Данелия. Он буквально ходил за мной
по пятам. Он скрывал свой возраст и убедил меня, что мы ровесники. В конце концов,
и я в него тоже влюбилась - он ведь поразительный человек, талантливый, умница,
чувства юмора – море. И семья у него замечательная - его мать, Мэри Анджапаридзе
- сестра великой Верико Анджапаридзе. Мы с Мэричкой стали большими друзьями, я
обожала ее …»
Расписываться они не стали, просто начали жить вместе, так сказать, в гражданском
браке. 3 августа 1959 года у супругов родился сын. Любови Сергеевне тогда исполнилось
уже 38 лет – возраст для родов критический. Слава Богу, все прошло благополучно.
Сына назвали Николаем…
Всенародная мама
Тем
временем кинокарьера Любови Соколовой складывалась все более успешно. Приглашения
следовали одно за другим. Как-то так сложилось, что режиссеры видели ее преимущественно
в образе матери. Наверное, это не случайно. Сама Любовь Сергеевна в жизни была
человеком удивительной доброты и сердечности, ну кому как не ей играть такие роли!?
Да она и не играла, она жила в них, наполняя собственным нелегким жизненным опытом.
Кинематографическими детьми Любови Соколовой становились: Барбара Брыльска (в
легендарной «Иронии судьбы или С легким паром!»), Валерий Золотухин (в мелодраме
«Единственная»), Никита Михалков (в фильме «Я шагаю по Москве»), Олег Янковский
(в мелодраме «Расплата»), Андрей Соколов (в фильме «Бездна»), Юрий Соломин (в
исторической ленте «Певучая Россия»), Евгений Меньшов в мелодраме («Мелодия на
два голоса»), Лев Прыгунов (в драме «Опасные друзья»). И все они отзывались о
своей «маме» с неподдельной теплотой и восторгом. Ее так и называли: «наша мама».
Главных ролей в биографии Любови Соколовой было крайне мало. Ольга Сергеевна
Прозорова в экранизации чеховских «Трех сестер», Прасковья Павловна Лихачева в
мелодраме «Мать и мачеха», доярка Прасковья Лихолетова в комедии «Осенние утренники»
- вот, пожалуй, и все. Любовь Сергеевна не переживала по этому поводу, она с огромным
удовольствием снималась в эпизодических ролях, утверждая, что именно они открывают
простор для воображения. Воспринимая судьбу своих персонажей, как свою собственную,
она создавала образы, которые навсегда запечатлелись в памяти зрителей.
Сама Любовь Сергеевна одной из своих любимых работ называла роль в картине
Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Она не просто сыграла роль мамы
непутевого мальчика, который плохо учится, она создала образ женщины, которой
тяжело живется, из-за того, что отец у них - потомственный алкоголик. Соколова
рассказывала: «Я старалась сыграть несчастного человека, в котором, тем не менее,
живо чувство собственного достоинства. И вспоминала при этом нянечку из школы,
где учился мой сын. Она мне близка и понятна, как и многие люди, чья жизнь сложилась
нелегко».
А
сколько еще было ярких работ! Это и Люба Травкина в комедии Георгия Денелии «Тридцать
три», и Мария в мелодраме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая
любила, да не вышла замуж», и сводная сестра процентщицы Елизавета Ивановна в
драме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», и Люба Приходько в социальной
драме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», и заведующая детским садом в легендарной
комедии Александра Серого «Джентльмены удачи», и Марья Степановна Бахарева в драме
Ярополка Лапшина «Приваловские миллионы», и тетя Даша Сковородникова в экранизации
знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана», осуществленной режиссером
Евгением Кареловым, и почтальон Лиза в мелодраме Ильи Фрэза «Вам и не снилось»,
и Агриппина Ивановна в мелодраме Павла Кадочникова «Я тебя никогда не забуду»,
и многие-многие другие.
Любовь Сергеевна никогда не боролась за роли: когда было много претендентов,
она просто уступала. Но при этом за свою карьеру актриса сыграла в общей сложности
389 ролей! За это уникальное достижение она была внесена в Книгу рекордов Гиннеса,
как самая снимающаяся актриса.
При таком множестве ролей в ее активе практически не было отрицательных персонажей.
Она от них просто отказывалась, объясняя это так: «Я не хотела играть людей, совершающих
неблаговидные поступки. Я перенесла столько горя, а тут – стать человеком, который
творит зло!» Лишь выдающемуся режиссеру Иосифу Хейфицу удалось уговорить Соколову
на такую роль. В его фильме «Единственная» она сыграла мать, которая пыталась
разлучить своего сына с его женой. Надо отметить, что эта работа давалась актрисе
тяжело, она никак не могла для себя оправдать поведение своей героини. На выручку
пришел Хейфиц: «Люба, это ее темная любовь».
Личная жизнь
Если с кинематографом все было прекрасно, то с личной жизнью у Любови Сергеевны
не сложилось. Сын Николай женился в 17 лет на своей однокласснице (причиной столь
скороспешной свадьбы стала ее беременность). У молодых родилась дочь Маргарита.
По окончании школы Николай пошел по стопам родителей, поступив во ВГИК на режиссерское
отделение. Еще студентом он снял свою первую картину «Моментальные снимки», а
вскоре после окончания института – вторую – «Эй, Семенов». Молодому, талантливому
режиссеру хорошее будущее. Однако в начале 80-х он увлекся баптизмом, стал посещать
секту, замкнулся.
Не сложилось у Любови Сергеевны и с Георгием Данелия. Он оказался натурой влюбчивой,
увлекающейся. Вот что рассказывала сама Любовь Сергеевна: «Данелия - творческий
и увлекающийся человек. Жизнь с ним была совсем не гладкой и счастливой, хоть
и прожили мы 26 лет. Он мог пропасть на несколько дней из дома, мог сильно выпить,
увлечься другой женщиной. О его романе с писательницей Викторией Токаревой говорила
вся Москва - я старалась этого не видеть и не знать. Мэричка, свекровь моя любимая,
меня уговаривала, утешала: у тебя сын растет. Я все терпела. Поплачу, поплачу-
и дальше живу...»
В середине 80-х Данелия серьезно заболел, лежал в коме, пережил клиническую
смерть. Любовь Сергеевна за ним все это время ухаживала. Когда он вернулся к жизни,
то решил продолжить лечение у известной целительницы Джуны. Там он познакомился
с Галиной Юрковой. Между ними вспыхнула любовь. Свои чувства Данелия не стал скрывать,
он пришел к жене и заявил: «Люба, прости, я полюбил и хочу жениться. Нам надо
разъехаться». Любовь Сергеевна вспоминала: «Я поцеловала его в щеку, помахала
рукой и сказала: "Пока"... Никто мне сочувствия не выразил. Собрала
я вещи и ушла жить к маме, которая жила в моей кооперативной квартире, которую
я еще в 50-е годы получила...»
Вскоре Любовь Сергеевну настиг новый, еще более сильный удар – в 1985 году
погиб ее сын. Его смерть произошла при странных, невыясненных обстоятельствах:
Николая нашли мертвым в квартире жены Георгия Данелия Галины. В руках у него была
телефонная трубка. Николаю было всего лишь 26 лет… О том, как ей было невероятно
тяжело, знала только она одна. Но Любовь Сергеевна смогла все это пережить и вернуться
к жизни и к работе…
Последнее десятилетие жизни
Последние годы жизни Любовь Сергеевна посвятила своей внучке Маргарите, которую
безмерно любила. А еще она продолжала активно, плодотворно работать: ездила с
творческими вечерами и концертами по стране, участвовала в телепередачах, записывалась
на радио. Она была легка на подъем, всегда светилась оптимизмом и жизнерадостностью.
Продолжала Любовь Соколова сниматься в кино. Среди ее ролей, сыгранных в 90-е
годы: мать Кирпичникова в детективе «Место убийцы вакантно...», Олимпиада Васильевна
в драме «Пока гром не грянет» (по мотивам повести Леонида Фролова «Не в том дело»),
медсестра Валентина Никифоровна в криминальной драме «Я сама», Полина, жена отца
Ивана в трагифарсе «Завещание Сталина».
Очередная трагедия настигла Любовь Сергеевну осенью 1994 года. Тогда она вместе
с подругой, выдающейся актрисой Майей Булгаковой попали в страшную аварию - машина,
на которой их везли на концерт, врезалась в столб. Актрисы оказались в реанимации.
Любовь Сергеевна выжила, а Майя Григорьевна скончалась спустя несколько дней,
не приходя в сознание.
Пережив и это, она вновь вернулась к творчеству, и вновь зрители могли лицезреть
ее на экранах. Ее последними работами стали роли в детективе «Сыщик с плохим характером»
и сериале «Семейные тайны», вышедшие в 2001 году. В том же году актрисы не стало.
Она скончалась в ночь на 6 июня 2001 года в московской квартире, не дожив полутора
месяцев до своего 80-летия. Похоронили Любовь Сергеевну на Кунцевском кладбище
рядом с могилой сына Николая.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Любовь Соколова. Биография, http://www.biograph.ru;
Федор Раззаков, «Звездные пары», стр.35-41;
Игорь Изгаршев, «Киномамы больше нет», «Аргументы И Факты», № 24 (1077) от 13
июня 2001 г. ;
«Соколову снимали больше всех на свете», http://www.komok.ru;
Алексей Баринов, «Всесоюзная киномама», «АиФ Долгожитель», 12 (48), 2004 г.
|