ТЕРЕНТЬЕВА
Нонна Николаевна
(девичья фамилия Новосядлова)
15.02.1942, Баку, Азербайджан - 08.03.1996, Москва
Детство
15 февраля 1942 года в Баку в семье Антонины и Николая Новосядловых родилась
дочка. Отец выбрал для нее имя Нонна, просто понравились инициалы Н.Н.Н.(Нонна
Николаевна Новосядлова).
Мать Нонны играла в Бакинском театре и была единственной русской актрисой,
игравшей на азербайджанском языке. Отец был военным.
После войны главу семьи направили служить в Румынию. Там Нонна пошла в школу.
Через некоторое время семья переехала в Киев.
Любимым занятием Нонны были кукольные представления, в которых она одна пела
и говорила за всех кукол. А еще любила балет и занималась в хореографической студии.
Годы учебы. Первые роли в кино
После окончания школы Нонна поступила в Театральный институт им.Карпенко-Карого,
но вскоре ушла из него и поступила в московское театральное училище им.Б.С.Щукина.
Курс был знаменитым: Галина Яцкина, Марианна Вертинская, Борис Хмельницкий, Владимир
Долинский, Наталья Селезнева, Татьяна Егорова. На втором году обучения студентов
выпускали на сцену Вахтанговского театра, где они изображали рабынь в массовке
спектакля «Принцесса Турандот».
В 1963 г. Нонна Новосядлова впервые снялась в кино. Режиссеры В.Усков и В.Краснопольский
пригласили ее на главную роль Лены в фильм «Самый медленный поезд». Это была одна
из самых удачных экранизаций прозы Юрия Нагибина.
В 1966 году, когда Нона училась на последнем курсе, ее пригласили в фильм Иосифа
Хейфица «В городе С.» по рассказу А.Чехова «Ионыч». Параллельно ее утвердили на
роль в картине «Женя, Женечка и Катюша», но актриса предпочла Хефица.
Нонна очень любила Чехова и уже снялась в короткометражном фильме по его рассказу
«Шуточка». Её трогательная и наивная героиня летела с горки со своим кавалером
(его играл Никита Михалков) и никак не могла понять послышалась ли ей фраза «Я
люблю Вас, Наденька!» или она была на самом деле.
В начале фильма «В городе С.» - Екатерина Ивановна (или как звали ее в семье
Котик) – обворожительна и легкомысленна, высокомерна, а порой и жестока. В финале
же фильма она вызывает глубокое сочувствие. В фильме снимались такие мэтры как
Игорь Горбачев, Лидия Штыкан, Анатолий Папанов. Но рядом с ними Нонна не выглядела
неопытной и робкой.
Фильм Хейфица было решено показать на Каннском кинофестивале вне конкурса.
Так Нонна в первый раз попала за рубеж. Красота и естественность актрисы покорили
публику и критиков, ее наперебой приглашали на светские рауты. На приеме, посвященном
фильму «В городе С.» она познакомилась со звездной парой - Симоной Синьоре и Ивом
Монтаном. После просмотра фильма Симона сказала: «Ели бы Ваш фильм был в конкурсе,
Вы обязательно взяли бы приз за лучшую женскую роль, за красоту».
Личная жизнь
К тому времени Нонна уже была женой Бориса Терентьева и носила его фамилию.
Свадьбу сыграли в Киеве. Но их брак был недолгим. Вскоре после рождения дочери
Ксении они развелись.
По словам Ксении, ее отец считал, что маму захватил вихрь актерской жизни и
дом стал для нее второстепенным, а мама переживала, что он не разделяет ее озабоченность
профессией.
«Но после развода их отношения, как ни странно, даже улучшились. Когда отец
приезжал в Москву, то останавливался только у нас. Кстати, он был единственным,
кто заступился за мамину честь после той скандальной статьи» - вспоминает Ксения.
Нона Терентьева, эта удивительно красивая и нежная женщина, всегда пользовалась
успехом у мужчин. Из Шукинского училища ей приходилось убегать через черный ход,
так как обычно у входа ее поджидали поклонники. Ее поклонником был поэт Игорь
Волгин, посвятивший ей немало стихов. Некоторое время они встречались, но, по
словам матери Нонны, «не сложилось у них что-то». Вот одно из стихотворений Волгина,
посвященных ей:
Идет девчонка по Москве…
(Нонне)
Идет девчонка по Москве,
идет и песню напевает.
И как синицу в рукаве,
в глазах хитриночку скрывает.
Как разноцветные шары,
над ней сияют светофоры.
И молодые маляры
с ней затевают разговоры.
Она следит из-под ресниц
за их кистями в синих каплях.
Она у белых продавщиц
берет мороженое в вафлях.
Она мелькает в проходных,
в зрачках
и в зелени акаций,
как героиня тех цветных,
забытых мной мультипликаций.
И мы, мужчины разных лет -
народ серьезный и бывалый,
мы улыбаемся ей вслед,
чуть-чуть растерянно, пожалуй...
1967-1972 годы
После успеха на Каннском фестивале зарубежные киностудии завалили Терентьеву
приглашениями. В течение десяти лет они не переставали надеяться заполучить красивую
и талантливую актрису. Но руководители советского кино смотрели не это иначе.
Все эти годы они отделывались ответом: «Терентьева занята, у нее много работы».
Тем временем работы у Терентьевой было как раз мало. В кино актриса в эти годы
снималась редко, к тому же, как правило, в небольших ролях. Лишь однажды ей досталась
главная роль – в историко-революционном фильме «Сепсель», но эта картина не имела
большого успеха.
В отсутствии киноролей Терентьева отдавала себя театру. После окончания Шукинского
училища Нонна проработала один год в Театре им. К.С.Станиславского. Кстати, именно
тогда, в 1967 году, фотопортрет Нонны Терентьевой работы Василия Малышева попал
на выставку ЮНЕСКО в Париже и занял там первое место. На адреса Театра им. К.Станиславского
и «Мосфильма» стали приходить письма. Это были не только объяснения в любви, но
и благодарность за то, что ей удалось сломать стереотип русской женщины – с веслом
или на худой конец в ватнике.
В том же 1967 году Терентьева перешла в Академический театр русской драмы им.
Леси Украинки, на сцене которого выступала до 1971 года.
В 1971 г. Нонна Терентьева вместе с киевским актером Владимиром Скомаровским
переехали в Москву. Нонна играла сначала в Центральном Академическом Театре Советской
армии, затем (с 1973 года) в Театре им. Гоголя, а с 1980 до 1992 г. в Театре-студии
киноактера.
После отъезда Владимира Скомаровского в Америку Нонна долго с ним переписывалась,
строила планы, но…судьбе было угодно, чтобы они больше не встретились.
Роковая красавица
Роль подруги инженера Гарина красотки Зои Монроз (его исполнял Олег Борисов)
в фильме Леонида Квинихидзе «» принесла Терентьевой огромную популярность. В зарубежной
прессе Терентьеву часто называли русской Мерлин Монро, а иногда сравнивали с Гретой
Гарбо.
Вместе с этим Терентьева приобрела определенный имидж, и теперь режиссеры видели
ее лишь в ролях роковых красавиц, авантюристок, ищущих приключений. Актриса снялась
в ироническом триллере Самсона Самсонова «Бешенное золото», приключенческой картине
Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс», трагикомедии Александра Панкратова-Черного
«Похождения графа Невзорова» и др.
В конце 80-х ролей в кино было очень мало, и Нонна часто ездила с концертными
программами.
Какой она была
Вспоминает телеведущий Сергей Майоров:
« она никогда не интересовалась чужими заработками. Но когда узнавала, что
получила не меньше популярного артиста, обязательно благодарила. Она вообще была
нашей палочкой-выручалочкой: никогда не торговалась и ехала хоть на край земли.
И если многие артисты ныли, трясясь по разбитой дороге на газике, она всех подбадривала
и шутила: «Это же прелесть! Ведь такое никогда больше не повторится!».
Она никогда не позволяла себе выходить на сцену в будничном платье. Всегда
были роскошные вечерние туалеты, боа, песец. Никто не догадывался, что все наряды
шила ей мама. Она могла по- королевски закутаться в страусовое боа, которое осыпалось
от старости, или накинуть старого песца и стать богиней.
Когда она выходила на сцену, было ощущение, что это Марлен Дитрих и Мерлин
Монро вместе взятые. А пела она на английском языке репертуар Эллы Фицджеральд
и Дюка Эллингтона. Когда в конце ее выступления объявляли русскую песню «Калинушка».
Зал рыдал от восторга. После концертов зрители подходили и задавали один и тот
же вопрос: «Ну почему такая актриса не сниается?».
Её московскими друзьями были известные актёры-интеллектуалы. Мужчины не оставляли
её без своего внимания, но она отказывалась от предложений. А годы шли…
она Терентьева писала стихи, сценарии, написала либретто для рок-оперы. Но
ее планам не суждено было сбыться.
Последние дни
Ксения Терентьева: «Мама, уже предчувствуя скорый конец, незадолго до дня своего
рождения, в феврале, отправила меня в Германию. Она не хотела, чтобы я видела
как она умирает. …Она угасла за месяц, умерла на бабушкиных руках.». В последний
месяц ей, по просьбе артиста Андрея Вертоградова, помогал американский «хоспис»
и несколько актеров.
Умерла Нонна Терентьева 8 марта 1996 года.
Сергей Майоров: «Когда на ее могиле поставили фотографию с датами рождения
и смерти, никто не мог поверить, что Нонне было пятьдесят четыре года. Казалось,
что ей чуть за сорок».
Благотворительный фонд актёров А.Вертинской, фонд культуры Н.Михалкова и однокурсники
Нонны Терентьевой помогли похоронить эту прекрасную и загадочную женщину.
P.S.
Дочь Нонны Терентьевой Ксения – модельер. В 2001 году назад она вышла замуж
за известного актера Владимира Машкова. Познакомились они на кинофестивале. Тогда
Ксения помогала актеру учить английский перед поездкой в Голливуд. В 2004 году
супруги расстались. Причиной развода стала двадцатилетняя брюнетка Оксана Шелест.
Автор - Лилия Боровская
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Федор Раззаков «Досье на звезд»
Жупнал «Караван» №9-2003 г.
|