1956 Карнавальная
ночь
1969 Цветы запоздалые
1970 В Москве, проездом...
1970 Переступи порог
1970 Дети - короткометражный
1972 Чудак из пятого "Б"
1973 Фредерик Моро - фильм-спектакль
1973 Семнадцать мгновений весны
1975 Раба любви
1976 Огненное детство
1978 Когда я стану великаном
1978 Иванцов, Петров, Сидоров
1978 Бархатный сезон
1980 К кому залетел певчий кенар...
1981 Опасный возраст
1982 Покровские ворота
1982 Джентльмены из Конгресса - фильм-спектакль
1983 В поисках выхода - киноальманах
1984 Продлись, продлись, очарованье...
1985 Салон красоты
1985 Осторожно - Василёк!
1985 Не ходите, девки, замуж
1987 Игра в детектив. Выпуск 1 - фильм-спектакль
1987 Десять дней, которые потрясли мир - фильм-спектакль
1987 Где находится нофелет?
1989 В городе Сочи темные ночи
1989 Биндюжник и король
1990 Наша дача
1991 Когда опаздывают в ЗАГС
1992 Наш американский Боря
1994 Утомленные солнцем
1994 Мсье Робина (Украина)
1995 Ехай!
1997 Женитьба - фильм-спектакль
2001 Сыщик с плохим характером
2002 Леди на день
2002 Вовочка
2003 Тартарен из Тараскона
2003 Русские амазонки-2
2003 Даша Васильева. Любительница частного сыска -1
УЛЬЯНОВА
Инна Ивановна
30.06.1934, Горловка, Донецкая обл.- 09.06.2005, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1989)
Лауреат Государственной премии России (2000, за театральную работу)
Детство и юность
Инна Ульянова родилась на Украине, в городе Горловка Донецкой области. Ее отец
был крупным горным инженером, а мама работала строителем. Позже семья Ульяновых
переехала в Москву и поселилась в доме Совета Министров. Это был необычный дом
- три подъезда в нем были отданы известным кинематографистам. Поэтому юной Инне
доводилось почти каждый день встречаться с кем-то из знаменитостей: Сергеем Герасимовым,
Инной Макаровой, Мариной Ладыниной, Иваном Пырьевым. А какое счастье было видеть
«главного принца страны» Алексея Консовского, героя фильма-сказки «Золушка»! Живя
в такой атмосфере, вполне естественно, что все мечты девочки были обращены в сторону
кинематографа…
После окончания школы Инна Ульянова подала документы в Щукинское театральное
училище. Шансов поступить у девушки было мало: театральные кружки она не посещала,
да и внешне мало походила на советскую героиню - маленькая, худенькая блондинка,
она смотрелась как ребенок. Не впечатлила приемную комиссию она и во время чтения
прозы: Инне даже не дали дочитать отрывок до конца. А вот стихотворения девушке
удались. Впоследствии Инна Ивановна рассказывала: «Я стала громко - как научили
другие абитуриенты - читать басню Крылова. Но, как оказалось, заучила я ее автоматически.
И только на экзамене до меня стал доходить смысл происходящего у Крылова! Я читала
и заливалась смехом на каждой строчке. Члены комиссии подняли головы, потрясенные
такой оригинальной интерпретацией. Стихотворение было еще круче. Я выбрала не
популярного Пушкина, а малоизвестное стихотворение Ходасевича. Там был и «грошовый
дом свиданий», и «сомнительные девы в непотребном хороводе». Комиссия вновь встрепенулась».
В итоге комиссия решила принять неординарную абитуриентку, но с условием: если
в течение полугода она разочарует преподавателей, не проявит своего таланта, то
ее отчислят. Сомнения преподавателей оказались напрасными. Инна Ульянова училась
отлично, радуя их своими достижениями, и в 1956 году благополучно окончила Щукинское
училище.
Театр. От Акимова до Губенко
По окончании Щукинского училища начинающую актрису приняли в труппу Ленинградского
государственного театра Комедии под руководством Николая Павловича Акимова. Здесь
Инне Ульяновой довелось играть героинь как лирических, так и комедийных - в пьесах
Шекспира, Сухово-Кобылина, Гоголя. Особенно удавались ей комедийные образы, успех
был такой, что актрисе достаточно было просто выйти на сцену, и зал начинал хохотать.
Достигалось все это упорной работой, ведь сам Николай Акимов говорил, что «до
комедии не опускаются, а поднимаются». Этому правилу и следовала Инна Ульянова.
Одной из лучших работ актрисы (и, к слову, последнее) была роль Юлии Джулии, блистательно
исполненная Инной Ульяновой в знаменитом спектакле «Тень» по пьесе Евгения Шварца.
Ленинград Инна Ульянова покинула в 1964 году по причине развернувшейся «антиакимовской»
компании. Актриса переехала в Москву и устроилась в только что созданный Юрием
Любимовым Театр драмы и комедии на Таганке. Очень скоро в театре за Инной Ульяновой
закрепилось прозвище Инезилья. Так актрису прозвали за темперамент, остроумие
и талант. Вениамин Смехов впоследствии так отзывался об Инне Ульяновой: «Артистизм
и интеллигентность из самого высококачественного материала. Человек неподдельной
радости. Недаром она была любима всеми».
Параллельно работе в «Таганке» Инна Ульянова играла в театре Василия Ливанова
«Детектив» («Ловушка для одинокого мужчины»).
Несмотря на все перечисленные качества, карьера в «Таганке» у Инны Ульяновой
складывалась непросто. Отношения с режиссером были натянутыми, в результате чего
ролей актрисе доставалось крайне мало. В начале 90-х в Театре на Таганке возник
конфликт, расколовший труппу на два лагеря. В 1993 году Николай Губенко со своими
сторонниками ушел из театра, организовав «Содружество актеров Таганки». За ним
последовала и Инна Ульянова.
Дама с лисой
Впервые на киноэкране Инна Ульянова появилась в 1956 году в знаменитой комедии
«Карнавальная ночь». Впрочем, ее роль гостьи на карнавале была столь маленькая
и незначительная, что актрису даже не указали в титрах. В дальнейшем Инна Ульянова
снималась в небольших характерных ролях, многие из которых зрители сегодня и не
вспомнят. Среди них: Калерия Ивановна в драме «Цветы запоздалые», учительница
пения Марья Николаевна в детском фильме «Чудак из пятого «Б», мама Терещенко в
школьной ленте «Переступи порог».
В 1973 году актриса сыграла очередной эпизод на этот раз в знаменитом фильме
Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Героиней Инны Ульяновой стала
пьяная дама с лисой. Всего несколько минут на экране, но как это было сыграно!
Настоящий шедевр! А ее знаменитые слова: «Вы должны меня послушать, Вы должны
мне поверить! Когда о нас, о математиках, говорят как о сухарях - это ложь! В
любви я - Эйнштейн!» Эта крохотная роль сразу же сделала актрису пусть не знаменитой,
но, по крайней мере, узнаваемой.
Тем временем Инна Ульянова продолжала играть в кино характерные второплановые
роли. В их числе: член родительского комитета школы Эльвира Павловна в детском
фильме «Когда я стану великаном», соседка Петровых Роза в фильме «Иванцов, Петров,
Сидоров», миссис Гринье в военной драме «Бархатный сезон», тетя Тоня в молодежной
ленте «К кому залетел певчий кенар», Алла в мелодраме «Опасный возраст». Вот так,
постепенно актриса и подошла к своей звездной роли в картине «Покровские ворота»…
Маргарита Хоботова
Пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота» была впервые поставлена в 1974 году
на сцене Театра на Малой Бронной. В репертуаре она продержалась семь лет и неизменно
шла с успехом. В начале 80-х режиссер Михаил Козаков решил поставить по пьесе
кинокартину. Начальство «Мосфильма», недовольное сценарием, долгое время не давало
ход съемкам, и только вмешательство уважаемой актрисы Софьи Пилявской (сыгравшей
в картине одну из ролей) помогло Козакову осуществить задуманное.
Первоначально на роль Маргариты Хоботовой режиссер планировал Наталью Гундареву.
На другие главные роли также планировались звездные актеры: Евгений Лазарев, Андрей
Миронов, Никита Михалков. Однако затем Козаков отказался от этой мысли и пригласил
малоизвестных на тот момент актеров (исключение составил лишь Леонид Броневой).
Так Маргаритой Хоботовой стала Инна Ульянова, Львом Хоботовым – Анатолий Равикович,
Костиком – Олег Меньшиков, Саввой Игнатьевичем – Виктор Борцов.
Инна Ивановна вспоминала: «Атмосфера на съемках была чУдной, настолько теплых,
родственных отношений между актерами я больше не встречала. В этом заслуга Миши
Казакова - режиссера картины - гениальный человек. <…> …На съемках «Покровских
ворот» мне кажется, я была влюблена во всех наших мужчин. И Витенька Борцов -
Савва Игнатьевич с которым мы дружим до сих пор, и Вовочка Рарикович – «мой первый
муж», мне дороги одинаково. А как не полюбить совсем юного Олега Меньшикова -
непосредственного, талантливого, изящного и, самое главное, непошлого».
Инна Ульянова гениально создала образ властной, авторитарной женщины, эдакой
«генерала в юбке», считающей, что лишь ее вмешательство в дела близких ей людей,
делают их счастливыми. За легким, веселым сюжетом скрывался едкий политический
подтекст: трагедия советской интеллигенции в лице Хоботова, которого правящая
партия в лице Маргариты Павловны упрятывала в больницу за требование свободы.
Фильм был снят в 1982 году, но на телеэкраны попал лишь в 1983-м. Причиной
тому, что его «положили на полку» стал отъезд Елены Кореневой (сыгравшей в фильме
Людочку) в США. Веселая, искрометная картина сразу же понравилась зрителям. Инна
Ульянова вмиг стала всенародно известной, и впоследствии неизменно ассоциировалась
в сознании миллионов, как энергичная Маргарита Павловна Хоботова. Сама же актриса
признавалась, что в жизни совсем не похожа на Хоботову: «На самом деле я жуткая
трусиха, и в отношении с мужчинами тоже. Но в творчестве я стараюсь добирать то,
чего мне не хватает: самоуверенность, властность, даже нахальство, поэтому и появляются
такие героини, как Маргарита Павловна».
Кино и телевидение. 80-е – 90-е
Фильм «Покровские ворота» принес Инне Ульяновой всенародную известность и…
ничего не изменил в ее актерской судьбе. Маргарита Павловна Хоботова так и осталась
единственной ее главной ролью в кино. В 80-е – 90-е годы она снялась в таких фильмах,
как: «Осторожно - Василёк!» (воспитательница Елена Михайловна), «Не ходите, девки,
замуж» (дама, охотящаяся за потенциальными женихами), «Где находится нофелет?»
(Клара Семеновна, начальница Павла), «В городе Сочи темные ночи» (Маруся), «Биндюжник
и король» (Макевна), «Наша дача» (Элла Андреевна), «Утомленные солнцем» (Ольга
Николаевна, мать Маруси).
Работала Инна Ивановна и на телевидении. Она принимала участие в съемках популярного
детского юмористического киножурнала «Ералаш». В конце 90-х актриса стала «фирменным
лицом» чистящего порошка «Comet». В рекламе этого средства она использовала любимый
ею образ Маргариты Хоботовой. Ролик получился удачным и запоминающимся. Однако
в то время участие звезд кино было не столь распространенным, и многие поспешили
упрекнуть Инну Ивановну в меркантильности. На что она, вполне резонно, говорила,
что ей ничуть не стыдно за эту работу: «Если актриса играет стерву, шлюху - она
не стесняется, а если с экрана рассказывает о моющем средстве - ее начинают клеймить
позором. И вы знаете, те, кто больше всего меня упрекал, сейчас сами демонстрируют
зубную пасту и порошки - это же такой замечательный способ напомнить о себе».
Личная жизнь
Инна Ульянова несколько раз была замужем, но детей у нее не было. В жизни Инна
Ивановна неизменно излучала жизнелюбие. Невероятно обаятельная, она нравилась
мужчинам. Поэтому ее жизнь сопровождали многочисленные романы. Рассказывают, что
к ней были неравнодушны знаменитый актер Евгений Моргунов и легендарный легкоатлет,
олимпийский чемпион Валерий Брумель.
Расположения актрисы добивался француз, летчик эскадрильи «Нормандия-Неман»
Жан-Пьер Константен. После войны он остался жить и работать в России. Инна Ивановна
рассказывала: «Для меня этот человек был воплощением настоящего мужчины: добрый,
вежливый, мужественный, заботливый, ответственный и предельно честный - он даже
не мог соврать по телефону, что меня нет дома. И я влюбила его в себя. Он, как
истинный француз был гурманом, но приходил в восторг даже от простой жареной картошки
с селедкой, которой я его угощала. Когда мы расставались, мы писали друг другу
дивные письма, он посвящал мне стихи». Роман продолжался четыре года, но браком
не завершился – в те годы выйти замуж за иностранца было невероятно сложно.
Последние годы
Инна Ивановна всегда тщательно следила за собой, за своим здоровьем. И в 60,
и в 70 лет она продолжала оставаться энергичной и подтянутой. Каждое утро актриса
начинала с долгих процедур ухаживания за лицом.
В конце 90-х – начале 2000-х Ульянова блистала в антрепризах Михаила Козакова,
Сергея Арцыбашева, Геннадия Хазанова. В начале нового века актриса сыграла несколько
ролей в кино, самой яркой из которых стала хозяйка борделя в музыкальной комедии
Дмитрия Астрахана «Леди на день». Инна Ивановна рассказывала: «Это забавная, почти
водевильная Рождественская история, с хорошим актерским составом. Я получила истинное
удовольствие наблюдать за работой Табакова, Нееловой, это не просто актеры талантливейшие,
а еще и личности интересные, с ними после съемок поговорить очень даже любопытно.
Да и сам Астрахан - просто неподражаем…»
Скончалась Инна Ивановна 9 июня 2005 года. Причиной смерти был назван цирроз
печени. Похоронена актриса на Ваганьковском кладбище, на Васильевской аллее (10
участок).
Александр Яцко, работавший вместе с актрисой, так подвел итог ее творчества:
«Ей, в отличие от многих наших коллег, повезло стать подлинной народной любимицей.
Неважно, играла ли она свою блистательную Даму с лисой в «17 мгновениях весны»,
свою Маргариту в «Покровских воротах» или веселую тетку из рекламы мыла. Она все
делала точно, она умела нравиться зрителю. И память о ней очень хорошая, я думаю,
она будет жить очень долго, поскольку работы, названные мною – этого уже достаточно
для актерского бессмертия».
Игорь BIN
Использованные материалы:
«В любви я – Эйнштейн». Инна Ульянова и ее роли», http://www.rian.ru, 30.06.09;
Татьяна Алексеева, Катерина Романенкова, «Вечный двигатель Инны Ульяновой», сайт
«Записки журналистов» http://nsvisual.com;
«Величина намного большая, чем все мы», www.gzt.ru;
«Инна Ульянова... Инезилья», телепрограмма на канале «Культура» к 75 летию актрисы