1957 Коммунист
1959 Баллада о солдате
1959 Неотправленное письмо
1960 Испытательный срок
1961 Мальчик и голубь - короткометражный
1961 Чистое небо
1964 Большая руда
1964 Пядь земли
1966 Царь и генерал (Болгария)
УРБАНСКИЙ
Евгений Яковлевич
27.02.1932, Москва - 05.11.1965, Узбекистан
Заслуженный артист РСФСР (1962)
Детство
Евгений Урбанский родился 27 февраля 1932 года в Москве. Отец актера, Яков
Самойлович, был видным партийным работником, направленным в середине 30-х в Узбекистан
на должность второго секретаря ЦК ВКП(б), но проработавшим в этом качестве недолго
– будучи арестованным как «враг народа», в 1937 году он был сослан в лагерь под
Воркутой, а его супругу, Полину Филипповну, с детьми выслали в Алма-Ату. Там Евгений
и пошел в школу, в которой проучился до 9-го класса. В 1946 году в связи со снижением
срока заключения Якова Самойловича направили рабочим на шахту в Инту, Коми АССР,
куда и переехала его семья и где наш герой окончил среднюю школу.
Делая заметные успехи в школе, Евгений еще и увлекался акробатикой и показывал
хорошие результаты в этом виде спорта. Кроме этого, нашему герою прекрасно удавалось
чтение стихов, в особенности произведений Владимира Маяковского, и он часто выступал
с ними на различных торжественных мероприятиях. Но, несмотря на явные способности,
особого желания посвятить себя драматическому искусству в то время у Евгения не
было.
Учеба
В 1950 году Евгений Урбанский поступил в Московский дорожный институт, откуда
потом перевелся в горный, где творческие устремления будущего актера внезапно
нашли «выход» - став активным участником художественной самодеятельности, Евгений
впервые всерьез задумался об актерской карьере. Решив в конце концов попробовать
свои силы, он отправился в Школу-студию МХАТа на прослушивание, где, несмотря
на переполнявшее его волнение, был настолько убедителен, что вмиг очаровал педагогический
состав комиссии. "Вам обязательно надо поступать на актерский!" – услышал
он тогда совет, последовав которому, в 1952 году явился на экзамены в ту же Школу-студию
и, великолепно продекламировав несколько стихотворений В. Маяковского, был принят
на курс народного артиста СССР В. О. Топоркова.
Первые два курса талант Урбанского был почти не заметен - лишь с третьего курса
Евгений "ожил", став намного смелее и ярче. В то время он довольно долгое
время ходил на занятия в горняцком кителе, полученном еще в горном институте,
и Олег Табаков, который был его однокурсником, вспоминал: "Он был похож на
шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый,
белозубый".
Первый успех
В 1956 году режиссер Юлий Райзман начал съемки фильма "Коммунист",
и Евгений, узнав об этом, тут же явился и предложил себя на главную роль. Сделанные
фотопробы понравились не всем, но режиссер, успевший к тому времени просмотреть
многих актеров, все же решил рискнуть, взяв никому не известного студента Евгения
Урбанского на главную роль коммуниста Василия Губанова.
Съемки, проводившиеся в городе Переславле-Залесском, оставили в памяти Евгения
не самые лучшие воспоминания: "Съемки - это какая-то мука, знал бы, не пошел.
Я буквально подыхал на съемочной площадке от ужаса, что ничего не выходит. Моя
неповоротливость, неумелость угнетали меня почти физически. А Райзман был доволен.
Я считал, что половину придется переснимать, а он был доволен и после просмотра
материала ходил радостный. Только увидев фильм смонтированным, я понял: все мое
- самое мою неумелость - использовал режиссер для Губанова. Так ведь это он -
молодец!"
В самом начале съемок у Урбанского действительно почти ничего не получалось
– будучи чрезмерно скованным, стеснительным и неповоротливым на площадке, он вызвал
недовольство у Софьи Павловой, также являвшейся дебютанткой и игравшей его любимую
девушку. Чрезмерная стеснительность Евгения и особенно его зажатость в любовных
сценах порой выводила актрису из себя. Не нравился он и остальным участникам съемочного
процесса, которые настойчиво уговаривали Райзмана заменить его, пока не поздно.
Однако режиссер остался верен своему решению и оказался прав – вышедший в 1957
году "Коммунист" получил главные призы год спустя на фестивалях в Венеции
и Киеве, а еще через год картина была названа в числе трех лучших фильмов года
по опросу читателей журнала "Советский экран".
Лента «Коммунист» принесла Евгению Урбанскому всесоюзную славу - прохожие узнавали
его на улице и просили автографы, а многие режиссеры наперебой стали предлагать
ему роли в своих новых картинах. Но Урбанский, помня свои муки на съемках "Коммуниста"
и боясь пережить их вновь, не торопился принимать предложения режиссеров и в течение
двух лет практиковался в актерстве на театральной сцене, играя в месяц по 22-25
спектаклей.
И вот, наконец, он решился снова сняться в кино - в фильме Григория Чухрая
"Баллада о солдате" ему досталась эпизодическая, но примечательная роль
безымянного инвалида, которого герой фильма Алеша Скворцов в исполнении актера
В. Ивашов случайно встречает на вокзале.
Следующей крупной, но так и не ставшей удачной киноролью актера после роли
в «Коммунисте» стала роль таежного проводника Сергея в картине Михаила Калатозова
"Неотправленное письмо". По сюжету фильма четверым геологам, отрезанными
от лодок с продовольствием и снаряжением разбушевавшимся пожаром в тайге, пришлось
спасать друг друга.
Эта неудачная роль настолько повлияла на творческую карьеру Урбанского, что
он в течение последующих полутора лет отвергал все предложения сниматься в кино.
И лишь в 1960 году согласился снова сняться у Г. Чухрая – этот режиссер был авторитетом
для актера.
В отличие от "Баллады о солдате", где у Урбанского был короткий эпизод,
в новом фильме Чухрая "Чистое небо" ему досталась главная роль - Героя
Советского Союза, летчика Алексея Астахова, и по своей драматургии эта работа
была одной из самых сложных в творческой биографии актера. По сюжету картины его
герою пришлось пережить различные жизненные коллизии, взлеты и падения: от успеха
на службе и внезапной любви до вражеского плена, изгнания из партии, неверия в
людей и, как завершение всех жизненных перипетий, медленного обретения веры в
себя и в любимого человека.
Эта картина очень понравилась как зрителям, так и критикам – собрав в том же
году целый урожай призов на фестивалях в Москве, Мехико и Сан-Франциско, она была
признана по опросу журнала "Советский экран" лучшей лентой года.
Театр имени Станиславского
Во время съемок «Коммуниста» Евгений Урбанский познакомился с актером театра
имени Станиславского Евгением Шутовым, который посоветовал Евгению, в то время
как раз закончившему Школу-студио МХАТа, поступать в театр имени Станиславского.
Урбанский, так и не сбывшейся мечтой которого всегда была прославленная сцена
Художественного театра, согласился не раздумывая, и, по случайному стечению обстоятельств,
свою первую роль в этом театре, роль Ричарда по пьесе Бернарда Шоу «Ученик дьявола»,
Евгений сыграл в день премьеры «Коммуниста».
В целом театральная судьба Урбанского складывалась довольно интересно и успешно
- за восемь лет своего пребывания в Театре имени Станиславского он сыграл на его
сцене 14 ролей: Мышлаевского в "Днях Турбиных" М. Булгакова, Джона Проктора
в "Сейлемских ведьмах" А. Миллера, чекиста Лациса в "Шестом июля"
М. Шатрова, Пичема в "Трехгрошовой опере" Б. Брехта и другие. Однако,
несмотря на то, что к середине 60-х годов наш герой был одним из ведущих актеров
этого театра, ни одну из сыгранных им театральных ролей он не считал до конца
удавшейся...
Продолжение карьеры в кино
В 1963 году актер принял очередное предложение сняться в кино - в картине режиссера
Василия Ордынского "Большая руда" Евгений сыграл главную роль - Пронякина.
Но, увидев уже готовый смонтированный материал, вдруг расстроился, решив, что
роль ему не удалась, да и сам фильм радости не принес.
Примерно в это же время актер прошел пробы на главную роль Егора Трубникова
в картине Алексея Салтыкова и Николая Москаленко «Председатель» и, по воспоминаниям
Михаила Ульянова, в результате утвержденного на эту роль, «он был актером резким,
могучим, с настоящим сильным темпераментом и очень выразительной, прямо скульптурной
внешностью. Казалось, и сомнения быть не могло, что Урбанский более подходит к
образу Егора Трубникова, к его темпераменту, напору, его силе». Но режиссеры Салтыков
и Москаленко потом объяснили, что Урбанский действительно подходит к роли, но
может сыграть чересчур героически, очень сильно, отчего исчезнет мужиковатость
и некая «заземленность» Егора.
Личная жизнь
Во время работы в Театре имени Станиславского у Евгения Урбанского и сводившей
с ума многих мужчин красавицы Татьяны Лавровой, актрисы этого же театра, случился
роман, который спустя несколько лет закончился разрывом – двум сильным, неординарным
личностям было совсем непросто ужиться вместе.
Со своей новой любовью Дзидрой Ритенберг Евгений познакомился в 1960 году на
Московском кинофестивале. В ту пору ей, уроженке латышского города Лиепаи, было
30 лет, и уже год как она была известна широкому кругу знатоков кино по роли горьковской
Мальвы в фильме с одноименным названием. На фестивале в Венеции за эту роль ей
был присужден кубок Вольпи, за который с ней соперничали такие звезды западного
кино, как Марина Влади, Мария Шелл и Ясудзу Ямада.
С Урбанским Ритенберг познакомилась совершенно случайно - приехав в Москву
из Риги вместе с подругой актрисой Вией Артмане, как-то вечером они сидели в дружеской
компании, как вдруг отворилась дверь и в комнату вошел шикарно одетый Евгений.
Чуть позже, подойдя к Дзидре, он сказал: "А я вас знаю", на что Дзидра
ответила: "И я вас тоже". Так состоялось их знакомство.
Через три недели после их первой встречи Ритенберг положили в больницу, поскольку
ей была запланирована операция на сердце. Урбанский, чуть ли не ежедневно навещавший
ее, после выписки немедленно повел возлюбленную в загс, опасаясь, что, если не
сделает этого как можно быстрее, Дзидра уедет к себе в Ригу и их роман завершится.
По воспоминаниям друзей, в повседневной жизни Урбанский был довольно общительным
и взрывным человеком. Он прекрасно играл на гитаре, пел, о чем есть немало свидетельств
людей, близко знавших его в то время. К примеру, его пению завидовал сам Владимир
Высоцкий, в те годы делавший свои первые шаги в творчестве.
Ю. Никулин вспоминал: "Урбанский был незаменимым человеком в компании.
Как он пел - никто не мог. Я любил петь под гитару, старался, но никогда не мог,
как он..."
Различные творческие вечера, в которых Евгению приходилось участвовать, он
не любил, но вовсе не по причине пренебрежения к зрителям, которые пришли на встречу
с любимым кумиром, а виной тому была скромность актера, не считавшего себя кем-то
выдающимся и откровенно стеснявшегося своей славы. Чтобы скрыть это свое состояние,
Евгений, бывало, дерзил со сцены наиболее ретивым зрителям.
Но в семейной жизни Евгений словно преображался и становился совершенно другим
человеком. По словам его жены Д. Ритенберг, он был добрым и хорошим мужем, называл
ее ласковым именем Джуника.
Гибель актера
Жизнь актера оборвала нелепая случайность. Режиссер А. Салтыков (тот самый,
который не утвердил Урбанского на роль Егора Трубникова) в своем новом фильме
"Директор" предложил ему главную роль. На этот раз актеру предстояло
перевоплотиться в директора автомобильного завода Зворыкина, прообразом которого
был основатель ЗИЛа Иван Лихачев. Евгений, страстно желая после малоудачной роли
в «Большой руде» и неполученной роли в «Председателе» реабилитироваться в глазах
своих поклонников, с энтузиазмом принял предложение.
Натурные съемки в столице закончились в конце октября 1965 года, и в начале
ноября все участники группы вылетели в Узбекистан. Стоит отметить, что все рискованные
трюки в картине Урбанский исполнял сам, хотя у него и был постоянный дублер -
спортсмен Юрий Каменцев. выехав рано утром на съемочную площадку в 40 километрах
от Бухары, начали снимать проезд автоколонны по пескам. Согласно сценарию машина
Зворыкина должна промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить
ее. Наиболее сложным кадром в этой сцене был прыжок машины с одного из барханов.
В этом не было ничего опасного, но, тем не менее, все же предложили, чтобы снимался
дублер. Евгений, подойдя к кинокамере и посмотрев в глазок, сказал, что получится
отличный крупный план и он его ни за что не уступит. Первый дубль прошел нормально.
Но второй режиссер, который вел в этот день съемку, предложил сделать еще один
дубль...
По воспоминаниям Юрия Каменцева, в тот роковой момент находившегося в одной
машине с Урбанским, «машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на
миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колесами о песок.
В следующее мгновение меня оглушила тупая боль... Чьи-то руки тащили меня по песку.
Когда я открыл глаза, увидел перевернутый "газик", а под ним - Женю..."
Каменцев получил сотрясение мозга, а Урбанский со сломанными шейными позвонками
был срочно госпитализирован в больницу, по дороге в которую он, к сожалению, скончался…
Гибель Урбанского породила массу всевозможных сплетен и пересудов. Одни судачили
о том, что актер захотел заработать лишние 70 рублей и согласился исполнить опасный
трюк самостоятельно, другие - что он и вовсе был пьян. Коллеги погибшего артиста
были возмущены слухами. Вот что говорил А. Баталов: "Когда про Урбанского
сказали, что он погиб, потому что был пьяный, ничего обиднее представить себе
нельзя. Я один раз чуть не поругался с залом, чего никогда не делаю, потому что
сплетня про Урбанского чудовищно несправедлива. Я-то знаю, что он был наидобросовестнейшим
актером, что если он полез в эту машину, которая стала его могилой, то только
для того, чтобы эти самые зрители поверили в его героя..."
Евгению Урбанскому было всего 33 года. Он так и не увидел свою дочь, родившуюся
через несколько месяцев после его гибели и названную Евгенией в честь отца.
Интересные факты
В театре одним из близких его друзей был Евгений Леонов. Вот что он вспоминал
позднее об Е. Урбанском: "Мы дружили очень с Женей... Он любил приходить
к нам на Вторую Фрунзенскую, но мы с ним часто ссорились... Я его вводил в "Ученика
дьявола", и однажды он мне сказал: "Ты актер трюковых приемов, трюкач,
нам, героям, сложнее..." И меня это так обидело... Конечно, он это сказал
в запале, он был отходчивый и потом все время ко мне приставал: "Чего ты
сердишься, за что ты сердишься?" А я не объяснял...".
1962 год принес Евгению Урбанскому звание заслуженного артиста РСФСР; кроме
этого, он был принят в ряды Коммунистической партии, что было вполне логичным
событием, учитывая сыгранных нашим героем идейных персонажей - Василия Губанова
и Алексея Астахова.
Гибель Е. Урбанского поставила крест на съемках картины "Директор".
Приказом председателя Госкино они были тут же запрещены, а группа распущена. Режиссер
А. Салтыков, отлученный от режиссуры на полтора года, только в 1967 году, вновь
вернувшись на съемочную площадку, снял фильм "Бабье царство". В 1969
году режиссер добился разрешения вновь ставить "Директора"; на этот
раз в роли Зворыкина снялся Николай Губенко. Фильм вышел на экраны страны и был
неплохо принят публикой.
В 1968 году на экраны страны вышел документальный фильм режиссера Е. Сташевской-Народицкой
"Евгений Урбанский".
Мила Асланова
Использованные материалы:
Федор Раззаков, «Свет погасших звезд», статья «Евгений Урбанский», М.: ЗАО Изд-во
ЭКСМО-Пресс;
«Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели», статья, Федор Раззаков, сайт «peoples.ru»;
«Евгений Урбанский. Биография», статья, сайт «Википедия»
«Евгений Урбанский. Биография», статья, сайт «inoekino.ru».