Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Вележева Лидия Леонидовна_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Лидии Вележевой

Фильмография:

1987 Государственная граница (ф-м 6-й: "За порогом победы")
1990 Очарованный странник
1991 Veniks. Половые щетки
1991 Московская любовь
1991 Умирать не страшно
1991 Яр
1992 Риск без контракта
1994 Будулай, которого не ждут
1998 Классик
1999 Простые истины - 1
1999 Простые истины - 2
2001 Идеальная пара. Таможня берет добро
2001 Простые истины - 4
2002 Воровка
2002 Следствие ведут Знатоки. Десять лет спустя
2002 Снежная любовь или сон в зимнюю ночь
2002 Бездельники (Украина)
2002 Воровка-2. Счастье напрокат
2003 Идиот
2004 Узкий мост
2005 Убойная сила-6
2006 Русские деньги
2007 Отец
2007 Грех
2008 Учитель музыки (Украина, Россия)
2008 Старшая жена
2008 Любовь-морковь 2
2011 Пончик Люся (Россия, Украина)
2011 Откровения
2011 Пристань - фильм-спектакль
2012 Август. Восьмого
2012 Берег женщин - фильм-спектакль
2014 Аромат шиповника
2014 Луна
2014 Маскарад - фильм-спектакль
2015 Тонкий лёд
2018 Берёзка
2018 Доктор Рихтер. Продолжение
2018 Вечная жизнь Александра Христофорова
2021 Седьмая симфония
2022 Закрытый уровень

ВЕЛЕЖЕВА
Лидия Леонидовна

Родилась 02.10.1966, Киев

Заслуженная артистка России (2010)

Детство

Родилась Лидия Вележева в 1966 г. На пять минут позже своей сестренки Ирины. Мама работала на табачной фабрике, растила сестер сначала одна, потом вместе с отчимом. Он полковник в отставке, и девочки его считали за отца. С родным отцом они не общались.

Лидия Вележева о своей фамилии: "Говорят, что фамилия будто бы югославского происхождения. Вообще, во мне столько кровей перемешано: русская, украинская, итальянская, испанская... А прадедушка был цыганским бароном".

Лида и Ирина учились в интернате, так как мама работала в разные смены.

Лидия Вележева рассказывает о своем детстве: "Я с сестрой училась в интернате. Не потому, что сиротами были. Просто мама в то время была одна, без мужа, работала на фабрике в две смены. О каких-то нянечках и речи не могло быть. А за нас она очень волновалась. Мы были любознательные: бумажку под шкафом поджечь, кран открыть и смотреть, как вода течет, - для нас это было милое дело. А главное - мама волновалась, чтобы мы голодными не остались. Вот она и решила отдать нас в интернат, говорила, мол, годика два там поживете, повзрослеете, и я вас заберу. А нам там очень понравилось. Обстановка была добрая, все друг другу помогали, воспитатели очень хорошие попались. После учебы кружки, секции всякие были. Я в интернате все перепробовала: в кружок народного танца ходила, гандболом начала заниматься, каток залили - первая встала на фигурные коньки. Работы мы никакой не боялись. Я, например, по четвергам дежурила по кухне. Так мы втроем всю посуду после двух смен мыли, полы по-настоящему драили, а не просто пыль гоняли. Видно, с тех пор у меня на всю жизнь не осталось страха перед трудностями.

Мы всегда защищали детей младше себя, которые к нам подходили с жалобами. И я, как бандерша какая-то, устраивала обидчикам разборки. А так как я гандболом занималась - стояла на воротах, рука у меня была тяжелая. Как-то раз одна девочка сказала моей сестре плохие слова. Она была волейболистка, выше меня намного. Так я залезла на парту и ударила ее сверху рукой по голове. Девчонка упала, у нее оказалось легкое сотрясение мозга... Поэтому меня побаивались: кому охота по черепушке получить? А так конечно же я многим мальчикам нравилась".

Интернат был настоящей школой выживания. Наверное отсюда у Лидии такой характер, целеустремленность, уверенность.

Будущая актриса

Вележева всегда хотела быть киноактрисой. Не смущаясь, везде, где можно было, пела, танцевала, декламировала.

В 13 лет сама первый раз пришла на Киностудию Довженко - принесла фотографию для детской актерской картотеки. Девушка, сидевшая в окошке, записала все данные, потом посмотрела на Лиду внимательно и говорит: "Подожди-ка, деточка, не уходи". Тут же позвонила куда-то и сказала: "Тут пришла девочка, по-моему, то, что вы ищете"... Так Лида была утверждена на главную роль в картину "Ожидание". Там работали многие известные актеры: Пашкова, Гринько, Талызина. А Юрий Васильевич Катин-Ярцев, преподававший в то время в Щукинском училище, подошел к маме Лиды и сказал: "Лидочке обязательно нужно поступать в театральный, поезжайте в Москву".

Лидия Вележева приехала в Москву, но, так и не пошла к Катину-Ярцеву - испугалась. И дико переживала, что он ее узнает на конкурсе, боялась, что будет неловко. А он не узнал. Потом уже, когда было первое занятие по мастерству актера, которое как раз и вел Юрий Васильевич, он вдруг произнес: "Кажется, я вас где-то видел". Тут Вележева и напомнила о себе. Как же он смеялся! Потом он спрашивал: "Что ж ты мне-то не сказала?". А просто в семье Лидии Вележевой было принято полагаться только на свои силы, никого ни о чем не просить. За других попросить - пожалуйста, за себя - нет.

Личная жизнь

В 1988 году Вележева окончила Театральное училище имени Б.В.Щукина и устроилась в Московский академический театр имени Евг. Вахтангова.

Муж Лидии Вележевой - известный актер и продюсер Алексей Гуськов.

Лидия Вележева вспоминает о своей первой встрече с будущим мужем: "Это было в театре "Детектив", куда нас с Лешей пригласил Ливанов играть в антрепризе. Назначили репетицию. Я пришла пораньше и стала ждать партнера. Вижу торопливо идущего Гуськова. Он проходит мимо меня, вдруг останавливается и говорит: "Девушка, у вас есть спички?" Я взглянула на него и поняла: это моя Судьба, это человек, с которым я буду жить. Потом всю репетицию я от него глаз оторвать не могла. Не знаю, что это было. Предчувствие, наверное… Когда я увидела Лешу в первый раз, то сказала себе, что этот человек станет моим мужем.

Свадьба была скромная, не очень хотели пышной, да и денег особых у нас тогда не было. Кольца делали на заказ, серебряные. Нам почему-то именно такие нравились".

У актерской четы два сына - Владимир (1989) и Дмитрий (1994).

О своей личной жизни Лидия Вележева рассказывает: "Иметь двух мальчиков сложно. Контролирую их во всем, могу повысить голос. Правда, только когда с пятого раза не понимают. Мне послана судьбой такая семья. Я должна ее принимать. Да, конечно, нелегко. Но я никогда не паникую. Гуськов говорит сыновьям: "Мама у нас одна, надо ее беречь". У нас глава семейства - он. Ему даже я поддаюсь, делаю все, как он говорит. А когда его нет дома, то я главная. Но есть еще авторитет в нашей семье - свекровь. Муж, я и дети ее просто обожаем. Я ей за многое благодарна. Она очень хороший человек.

По дому стараюсь все делать сама. Хотя и свекровь помогает. Если нет съемок, а только театр, то днем есть время для стирки, готовки. Я давно втянулась в это, и если бездельничаю, то с ума схожу, хотя могу позволить себе и поспать, полениться".

Кино

В кино Лидия Вележева широкому зрителю долгое время была неизвестна. И это несмотря на четырнадцать ролей, среди которых главные роли в романтической драме "Очарованный странник", авантюрной мелодраме "Московская любовь", телесериале "Цыганский остров".

В 1991 году Лидия Вележева снялась в фильме Ивана Васильева "Veniks. Половые щетки". С этим фильмом у актрисы вышла очень неприятная история. В ее отсутствие режиссер, снял дублершу, загримированную под Вележеву, обнаженной. На это он пошел, зная, что актриса никогда не снимается в таких сценах. Кстати в сценарии этого не было. Вележева категорически потребовала исключения этой сцены из фильма, на что режиссер ответил отказом. В результате она подала в суд и выиграла. Режиссер выплатил компенсацию, а фильм так и не вышел на экраны.

Фамилия Вележевой зазвучала, как только она сыграла главную роль в телесериале "Воровка". Вележева настолько хорошо вошла в образ героини сериала, что в жизни с ней не раз возникали курьезные ситуации. Она рассказывает: "Захожу, допустим, в магазин, вдруг слышу рядом взволнованный шепот: "Сумку, сумку держи крепче, тут воры". Оглядываюсь и понимаю, что женщина имеет в виду меня. Или сижу в кафе, ко мне подходит официантка, ставит чашечку кофе и так доверительно-заговорщически спрашивает: "Вы на самом деле, в жизни, какая? Такая же дрянь, как в кино?"".

Не успела Лидия опомниться, как возникла вторая, более мощная, волна внимания к ней - в связи с выходом на экран продолжения знаменитого детективного сериала "Следствие ведут Знатоки". Здесь она сыграла эксперта Китаеву вместо ушедшей из жизни Эльзы Леждей, игравшую ранее Кибрит.

Актриса очень переживала, как ее воспримут Георгий Мартынюк и Леонид Каневский: "Они настолько заботливо, по-доброму ко мне отнеслись. Помогали, не ругали за промахи, успокаивали. Когда я первый раз пришла на площадку, то, конечно, волновалась перед встречей с ними. Как воспримут другую актрису? Они же втроем были как единое целое. Но мой страх развеялся мгновенно - как только они оба улыбнулись мне и приняли как свою".

В отличие от Эльзы Леждей, упорно боровшейся с попытками сценаристов устроить Зиночке личную жизнь или хотя бы подбросить ей поклонника из Высшей школы милиции, Вележева-Китаева живет и работает под девизом "Быть можно дельным капитаном и думать о красе ногтей". Новая героиня и одевается модно, и по салонам красоты бегает, и бурная личная жизнь за кадром легко угадывается. Но когда доходит до дела, она оказывается блестящим профессионалом.

В 2003 году Вележева снялась в роли Настасьи Филипповны в сериале Владимира Бортко "Идиот" по одноименному роману Достоевского. На эту роль режиссер долго искал актрису. Среди претенденток были и такие знаменитости как Анна Самохина и Анна Большова. Однако удача улыбнулась Лидии Вележевой, убедительнее всех сжигавшей на пробах старинные деньги. Кстати актриса получила благословение у народной артистки России Юлии Борисовой, сыгравшей Настасью Филипповну в "Идиоте" Ивана Пырьева в 1958 году.

"Такая роль бывает раз в тысячу лет, я просто вытащила лотерейный билет", - признается Лидия Вележева.

Театр

В настоящее время работает в Театре им. Вахтангова. В ее репертуаре: Эмилия в спектакле "Отелло", Адельма в "Принцессе Турандот", Отрадина в "Без вины виноватые", Шахрезада в "Али-Баба и сорок разбойников". Так же играла в спектаклях "Цилиндр" и "Звени, набат!".

Игорь BIN

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000)
Екатерина Уткина, "Лидия Вележева: из "воровки" в "ментовку"" (АиФ Пресс центр 22.10.2001)
Ольга Рябинина, "Следствие ведет Лидия Вележева" (АиФ Дочки-Матери, № 11-12 (217-218) от 15.03.2002)
Ольга Рябинина, "О чем льет слезы Настасья Филипповна?" (Аргументы и факты, № 29 (1186) от 16.07.2003)
Анна Велигжанина, "Два идиота" (Комсомольская правда, 30.05.2003)
Наталья Ртищева, "Голая, в моей шляпе!" (Экран, 1989)
Елена Фомина, "Отцы и дети" (Журнал ТВ Парк, 18.10.2001)

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.