1962 Половодье
1966 Женщины
1968 Четвертый папа
1968 Удар! Еще удар!
1969 Эхо далеких снегов
1971 Что делать? - фильм-спектакль
1971 Отзвуки прошлого
1971 Неожиданное рядом
1971 Конец Любавиных
1974 Пир во время чумы - фильм-спектакль
1974 Здравствуйте, доктор!
1976 Слово для защиты
1978 Уроки
1981 Возьму твою боль
1982 Человек, который закрыл город
1983 Люди и дельфины
1986 Тайное путешествие эмира
1988 Ожог
1989 Бывший папа, бывший сын
1990 Провинциалки
1991 Рогоносец
2008 Блаженная (Россия, Украина)
2009 Огни большого города
Режиссёр:
2004 Под солнцем - короткометражный
2012 Натали - документальный
ЯЦКИНА
Галина Ивановна
16.06.1944, Махачкала - 10.03.2024
Заслуженная артистка РСФСР (1980)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актерскую работу» (1977,
за роль в фильме «Слово для защиты»)
Упорство
Настоящего детства у Галины Яцкиной практически не было. Из-за тяжелой болезни
– туберкулеза костей – девочка с трех до семи лет была прикована к постели. Четыре
года она провела в одной из больниц Саратова, там же окончила первый класс. Из
больницы Галина вышла на костылях. Приговор врачей был суров – на всю жизнь остаться
калекой. Вот только сама Галина с этим была категорически не согласна. «Буду счастливой!»
- твердо решила она.
Так, на костылях, она ковыляла в школу, бегала во дворе наперегонки с ребятами.
Падала, разбивалась, ломала вдрызг костыли, но упорно поднималась вновь. Прошло
время, Галина научилась обходиться без своих «деревяшек». Правда, из-за бесконечного
гипса одна нога стала значительно тоньше другой, и девочка сильно хромала, но
ведь ходила же уже сама!
Может быть, для кого-то и этого бы стало достаточно, только не для Галины.
В один прекрасный день она появилась в секции спортивной гимнастики. «Пришла,
потому что не хочу быть калекой, - заявила она тренеру. - Разрешите мне заниматься
после всех. Я постараюсь не мешать». Ей разрешили, и Галина в результате получила
второй юношеский разряд и даже один раз поучаствовала в соревнованиях…
В артистки!
После восьмого класса Галина Яцкина увлеклась театром. Занимаясь театральной
студии Дворца пионеров, девочка метала в дальнейшем связать свою жизнь со сценой.
Мечтала и при этом боялась, - ну какая из нее актриса, ноги то разные! Против
этой профессии была и мама Галины, утверждавшая: «В артистки? Это все равно, что
в публичный дом». А вот папа поддержал свою дочь: «Если она без царя в голове,
то и здесь в подоле принесет, а так и в Москве не пропадет».
В столицу Галина Яцкина приехала с одним чемоданчиком, в котором лежало платье
для экзамена. Переночевав в подъезде какого-то дома, она на следующий день отправилась
в Щукинское училище. И поступила! С первого раза! При этом никто из экзаменаторов
даже не заметил хромоты девушки. Чтобы ввести их в заблуждение, Галина становилась
в третью позицию, словно балерина, одна ножка перед другой, и старалась читать
так, чтобы они не отрывали глаз от ее лица. Никто и не отрывал…
Студенческие работы
Дебютировать в кино Галине посчастливилось уже на первом курсе. На роль Героя
труда доярки Даши Стрешневой в картине режиссера Искры Бабич «Половодье» претендовали
и другие актрисы, но выбрали именно ее – Галину. Режиссер уже тогда увидела в
начинающей актрисе талант. А нога – ну разве ж это проблема, ее «исправили» с
помощью специальных чулок…
На последнем курсе Галине Яцкиной довелось сняться в роли Али Ягодкиной в картине
Павла Любимова «Женщины». Режиссер тогда сказал молодой актрисе: «Играй саму себя
– я выбрал тебя, потому что ты и есть Алька». И она сыграла. Да как! Мелодрама
состояла из трёх сентиментальных новелл по одноименному рассказу Ирины Велембовской,
рассказывающих о жизни трех простых одиноких работницах мебельной фабрики, их
сложной и трудной судьбе. Партнерами Галины по фильму стали замечательные, несравненные
Нина Сазонова, Инна
Макарова и Виталий Соломин. Картина
имела огромный успех у зрителей, заняв в прокате 6 место (36,6 млн.чел.).
Примечательно то, что режиссер в одной из сцен рискнул снять Галину Яцкину
обнаженной. Все выглядело очень красиво и целомудренно, но цензура посчитала такую
сцену неприемлемой для советского фильма, и она была вырезана…
Театр и кино
В 1966 году Галина Яцкина окончила Театральное училище. Проработав один сезон
в театре им. К. С. Станиславского, она в 1967 году, перешла в труппу академического
театра им. Вл. Маяковского.
Одновременно с работой в театре Галина много снималась в кино. Так у режиссера
Леонида Головни она сыграла главные роли в драме «Эхо далеких снегов» (геолог
Ирина, любимая женщина Костомарова) и в приключенческой ленте «Конец Любавиных»
(Клавдия); в детективе узбекского режиссера Загида Сабитова «Неожиданное рядом»
актриса снялась в роли Тины Барышевой, а в спортивной драме Виктора Садовского
«Удар! Еще удар!» - в роли Жени Струмилиной. Словом, к началу 70-х Галина Яцкина
была уже узнаваема и любима многими зрителями.
Галина Яцкина и Леонид Головня
К моменту съемок в картинах Леонида Головни Галина Яцкина уже была замужем.
Был женат и Головня. Однако это не помешало Леониду начать ухаживания за красивой
актрисой. Галина долго не принимала от Головни знаков внимания, но тот был настойчив,
и она, в конце концов, сдалась.
Впоследствии Галина Ивановна признавалась, что ее уход от первого мужа, инженера
Владимира, считает своим грехом. Владимир очень любил Галину и не смог перенести
их разрыва. Он начал выпивать, возможно, это и привело его к ранней смерти.
Выйдя замуж за Леонида Головню, Галина Яцкина в 1972 году родила сына Василия.
Но дальнейшая семейная жизнь у супругов не сложилась. Прожив четыре года, Галина
вместе с сыном ушла от Головни, взяв с собой, по ее собственным словам лишь детский
горшок… Время сгладило обиды, и сегодня бывший супруг порой звонит Галине Ивановне,
поздравляет с праздниками…
Обострение
После некоторого перерыва, связанного с рождением сына, Галина Яцкина вернулась
к работе. В 1973 году она стала актрисой театра им. Ленинского комсомола. Год
спустя, Галина Яцкина приняла участие в постановке телеспектакля Марка Захарова
«Пир во время чумы», осуществленной к 175-летию со дня рождения Пушкина, где сыграла
роль Луизы. Но рождение ребенка не прошло даром…
Врачи вообще запрещали Галине рожать, мотивируя это тем, что ребенок заберет
костную ткань и туберкулез разовьется с новой силой. Но Галина все равно поступила
по-своему, и заплатила за это двумя годами жизни на костылях.
Был момент, когда она вообще собиралась расстаться с актерской профессией.
Из-за этого решила пойти учиться в аспирантуру Щукинского училища. Впрочем, что
значит «пойти»?! Галина в очередной раз оказалась на больничной койке, а диссертацию
приходилось писать по ночам в кабинете заведующего отделением…
К счастью, все обошлось. Галина благополучно защитила диссертацию и с 1979
года стала преподавать в родной «Щуке». Преподавательской деятельности она отдала
15 лет. Среди её учеников были Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и многие другие
ныне известные актеры. Благодаря же её диссертации, в актёрских ВУЗах появилась
новая дисциплина – «Специфика театрального актёра в кино и на телевидении».
«Слово для защиты»
Но
вернемся немного назад… В 1976 году, едва выйдя из больницы Галина Яцкина получила
роль адвоката Ирины Межниковой в драме Вадима Абдрашитова «Слово для защиты».
Эта работа стала одной из самых ярких, сильных работ актрисы на киноэкране. Героиня
Яцкиной вынуждена по долгу службы защищать женщину, обвиняемую в покушении на
убийство на почве ревности собственного мужа. Проникаясь сочувствием к своей подзащитной,
которая в своей слепой любви не видит с каким поддонком и приспособленцем живет,
Ирина, не имеющая большого опыта, не может правильно построить диалог, открыть
глаза женщине. При этом сама героиня неожиданно пересматривает собственную жизнь:
а так ли она счастлива? Сложная в психологическом плане роль была сыграна Галиной
Яцкиной безукоризненно точно, выверено, что и позволило создать полнокровный,
многогранный образ.
Надо ли говорить, что роль далась актрисе сложно не только психологически,
но и физически. Ее ноги просто не выдерживали многочасовых съемок, и тогда Абдрашитов
решил снимать ее с утра в тех кадрах, где приходилось двигаться, а затем сцены,
где героиня могла сниматься, сидя за столом.
Заслуженной наградой для актрисы стал зрительский успех картины и приз за лучшую
женскую роль на Всесоюзном кинофестивале.
Третий брак
К тому времени относится и третий, по словам Галины Ивановны, самый ее счастливый
брак. Новым избранником актрисы стал Феликс, работавший тогда завотделом ЦК комсомола
по туризму. Все в их жизни складывалось хорошо, и даже Василий стал называть своего
отчима папой, искренне к нему привязавшись. Однако ранний инфаркт прервал семейную
идиллию.
Афганистан
В 80-е годы Галине Яцкиной довелось поработать в Афганистане на киностудии
«Афганфильм» - и это в самый разгар войны! Галина Ивановна вспоминает: «На киностудию
меня возили в машине «под ружьем» и так же привозили обратно. По ночам - бомбежки.
Ложась спать, я знала, что могу не проснуться. Иногда выступала в госпиталях перед
ранеными. Когда со сцены впервые увидела окровавленные бинты, обрубки ног и рук,
потеряла дар речи. Какой-то военный вытащил меня за кулисы, дал полстакана водки
и сказал: «А теперь выдохни и иди обратно». Кстати, с тех времен я не люблю фейерверки.
Самолеты, которыми я летала в Москву, обстреливали душманы. Нас страховали десять
вертолетов: брали в кольцо и выпускали тепловые ракеты от «стингеров». За иллюминатором
сверкало, как в День Победы на Красной площади. А в самолете стояла гробовая тишина…»
90-е
Кризис, поразивший в начале 90-х нашу страну, отразился на многих популярных
актерах. Оставив актерскую профессию, она пыталась вкладывать деньги в кино. Так
в 1991 году Галина Ивановна стала директором фирмы «Киноконтракт». Вместе с директором
киностудии «Мосфильм» Кареном Шахназаровым они финансировал первый фильм Тиграна
Кеосояна «Катька и Шиз» (1992). «Знала, конечно, что деньги не вернутся, но пошла
на это сознательно», - вспоминает Галина Ивановна.
Затем, видя, что в родной стране искусство и актеры на данный момент не нужны,
Галина Яцкина пыталась заняться бизнесом. Ездила в Китай, закупала там одежду
и реализовывала ее в Саратове…
Какое-то время Галина преподавала актерское мастерство в Финляндии, где и познакомилась
с бизнесменом Матти, работавшим продюсером на фильме Никиты
Михалкова «Урга». Матти стал четвертым мужем Галины, а шафером на свадьбе
был сам Никита Сергеевич. Супруги прожили вместе пять лет. Сегодня Галина Ивановна
снова одна…
Православное кино
В новом веке Галина Яцкина вернулась в кинематограф. Свое предназначение она
видит духовном просвещении зрителей. Вместе со своим сыном Василием
Яцкиным они в 2005 году сняли первый фильм из цикла «Под Солнцем», посвященный
личности знаменитого музыканта Курта Кобейна. Картина снята в духе православного
кино, деликатно и ненавязчиво разъясняя с духовной точки зрения сущность современной
контр-культуры. К сожалению, фильм не смог «пробиться» на телеэкраны. Создателям
объяснили, что разговоры о Боге, о жертвенности - это «не формат».
Подобная участь постигла и второй фильм Галиной Яцкиной «Даниил и Алла», рассказывающий
об удивительной, поистине героической судьбе русской женщины - Аллы Александровны
Албениной, жены репрессированного в годы сталинизма писателя Даниила Андреева.
Однако Галина Ивановна не отчаивается. Она надеется, что ее фильмы дойдут до
зрителя. А как иначе? Ведь без Веры жить нельзя.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Надежда Репина, «Актриса Галина Яцкина: Меня хотели убить за грузовик с пивом!»,
«Экспресс газета», 03.11.2003;
В.Григорян , «Кем ты хочешь стать...», http://www.rusvera.mrezha.ru
Ирина Есинская, Ника Веденеева, «Благословение или проклятие», http://www.pafnuty-abbey.ru;
Анна Иванова, «Люди под Солнцем: «Даниил и Алла», http://www.foma.ru